19 марта, 16+

Не платить лишнего, не бояться охранников, не выслушивать хамства: на что покупатель имеет право в магазине

В нашей стране мало кто хорошо знает Закон о правах потребителей, поэтому многие посетители магазинов стоически терпят хамство от продавцов и менеджеров, а если и возмутятся, то не умеют доказать свою правоту. В итоге приходится платить по чеку, куда приписали лишнее, и брать товар по более высокой цене — не той, что была указана на витрине. Эксперты Росконтроля рассказали, на что мы действительно имеем право в магазинах, и какие требования сотрудников этих заведений выполнять необязательно.

Камера хранения

Вполне понятно, почему работники супермаркетов не любят, когда посетители заходят в зал с собственными сумками и пакетами. Под таким «прикрытием» легко совершить кражу, чем и пользуются недобросовестные люди. Однако их-то — единицы, а терпеть неудобства приходится всем порядочным покупателям. Так вот – вы имеете полное право не сдавать свои вещи в камеру хранения. Единственное, что может магазин, — обязать вас упаковать сумки в вакуумный пакет, и то, бесплатно.

Что касается камеры хранения, то продавцы обязаны обеспечить сохранность ваших вещей. А ведь кражи и там случаются – сломать замок или подобрать ключ к «хилому» ящичку совсем не трудно. Имейте в виду, что ключ от камеры хранения — это и есть свидетельство заключенного с магазином договора. Ответственность за утерю вещей покупателя прописана в статьях 901 и 401 ГК РФ.

Это вам не таможня

Законным правом на личный досмотр обладают только полицейские, а охранники магазинов и торговых центров остается о нем только мечтать. Поэтому следовать их требованиям предъявить для осмотра содержимое сумок и карманов необязательно. Точно так же охранники не могут заставить вас предъявить документы. Согласно статье 203 УК РФ, это превышение полномочий.

Однако если в магазине совершена кража, что зафиксировано камерами видеонаблюдения, или рядом с вами сработала магнитная рамка на входе, то обыскать вас могут. Но для этого должны пригласить двух свидетелей и составить протокол досмотра.

Если вы испортили товар

Такое в магазине может случиться с каждым: задели полку рукой, и продукция посыпалась вниз. Хорошо, если это овощи, фрукты или что-то небьющееся. А если вы случайно разбили бутылку дорогого вина или флакон духов? Однако на самом деле вы не обязаны оплачивать ущерб. По крайней мере, не здесь и сейчас. Администрация магазина может добиться от вас взыскания денег только через суд. И то, если у вас не найдется объективной причины – например, вы могли поскользнуться на мокром полу или задели ящики, которых в проходе не должно было быть.

А вот покупатель, в свою очередь, имеет право на компенсацию за травму, полученную в магазине. Но заведение будет виновато только в случае халатности сотрудников: например, если покрытие на полу было скользким или ветхим.

Ценник важнее всего

Эксперты обнаружили, что манипуляции с ценниками в супермаркетах стали в 2020 году самым распространенным способом обмана покупателя. На бумаге указана одна цифра, но на кассе выясняется, что вам придется заплатить больше. Так вот – не придется! По «Закону о защите прав потребителя» продавец не имеет права требовать цену выше указанной на этикетке. Другое дело, что тогда вам ее не продадут или вы сами откажетесь. Но важно внимательно и прямо на кассе проверять чеки с большим количеством товаров, ведь туда легко вписать лишнее.

И, конечно, вы имеете право требовать положенную сдачу. Предлагать покупателю приобрести что-то еще, так как в кассе нет размена, — не по закону. Если вы на это соглашаетесь, то демонстрируете ваше доброе отношение к продавцу.

Елена Шумовская.

Читайте также