«Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». Так сказал о своей няне великий русский поэт А.С.Пушкин.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня».
Вспомните эти строки, посвященные Арине Родионовне, повлиявшей на увлечение «солнца русской поэзии» народными сказками и стихами. А вот еще:
“Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой…”
Поэт признавался, что именно она стала «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она — прототип матери Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», мамы княгини в поэме «Русалка».
Как же выглядела Арина Родионовна? В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все это лишь плод воображения художников, отражающий скорее душу этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом. Удивительно, но о внешности Арины Родионовны неизвестно практически ничего. Портрет няни работы неизвестного художника в школьных учебниках противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся серая, страстно любящая своего питомца». А на портрете изображена пожилая женщина, довольно худая, с тонкими губами и маленьким острым носом.
Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной — впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Ни в произведениях Александра Сергеевича, ни в его письмах не упоминается фамилия Арины Родионовны. Некоторые исследователи используют ее отцовскую фамилию – Яковлева, другие утверждают, что предпочтительнее именно фамилия мужа – Матвеева. Но сказать точно никто так и не может (няня была крепостной крестьянкой и фамилии не имела).
В документах (ревизские сказки, исповедные росписи, метрические церковные книги) она названа по отцу – Родионовой, а в быту – Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой или Матвеевой ее не называл.
Кстати, по-настоящему близким человеком Пушкину нянечка стала не в детстве, а во время его ссылки в Михайловское. Тогда Арина Родионовна читала Пушкину сказки, пела народные песни, рассказывала поговорки и пословицы, – все это вдохновляло поэта. Он ласково называл ее «мамушкой». Друзья, гостившие в ту пору в Михайловском у Пушкина, называли Арину Родионовну великолепной рассказчицей, доброй, подвижной, жизнерадостной. Поэт Николай Языков писал: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». О пристрастиях к алкоголю историки и литературоведы стараются не распространяться.
Вот что Пушкин написал брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Вот как много значат сказки! Почаще читайте их своим детям и внукам! Ведь верно сказано, что сказка — это проводник культуры в сердце ребенка.
Наталья Павлова.