16+

«Не читают, но тянутся к литературе»: почему в России появилась мода на книжные клубы

Фото: Freepik

Читателю хочется поделиться своим мнением по поводу прочитанного.

Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Сегодня Россия далека от лидирующих позиций в подобных рейтингов, а первое место по итогам 2024 года «заняли» США (хотя американцы известны любовью к комиксам, где и читать-то нечего). И пока россияне пытаются изобрести годные способы для того, чтобы приобщить детей к чтению, выход нашелся сам собой. В стране набирают популярность книжные клубы.

Книга как тренд

Надо сказать, что книжные клубы возникли в истории почти сразу, как появились, собственно, книги. Еще во времена Античности. Просто читателю всегда хотелось поделиться своим мнением по поводу прочитанного и найти увлеченных единомышленников. Популярность такого досуга от века к веку то росла, то гасла, но литературные сообщества не умерли и с появлением интернета. Зачастую они считались кружком по интересам для филологов, искусствоведов, писателей и прочих работников книжного дела. Но в последнее время эти клубы растут, как грибы после дождя, открываясь даже в больших корпорациях – как вид досуга для сотрудников.

В чем дело? Конечно, не в чтении, как вы могли бы подумать, а в модных трендах из социальных сетей. Свои книжные интересы начали озвучивать звезды кино и шоу-бизнеса – от Сары Джессики Паркер до Риз Уизерспун. Первой в далеком 1996 году о литературных новинках начала рассказывать американская телезвезда Опра Уинфри, но ТВ не дал такого «взрывного» эффекта, как социальные сети. Риз Уизерспун и ее хитрые пиарщики пошли дальше: в сообществе Reese’s Book Club актриса предлагает читать книги с целью выбрать самые интересные для последующей экранизации. Натали Портман проводит розыгрыши книг и прямые эфиры с их авторами, а певица Дуа Липа делится впечатлениями от прочитанного за месяц и записывает подкаст с авторами понравившихся произведений.

Одним словом, звезды захотели быть в глазах публики не только красивыми, но еще и умными, тем более любительницы книг уже вошли в тот возраст, когда хочется сделать для мира что-то полезное. Россияне новый звездный тренд восприняли с восхищением, и книжные клубы начали появляться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах страны.

Выбор книг в каждом сообществе отличается – зависит не только от вкусовых предпочтений организаторов и участников, но и от тематики. Есть книжные клубы, посвященные детективам, фэнтези, психологии, бизнесу, для изучающих иностранные языки, по скандинавской литературе, британской, французской и так далее. В одних встречи проходят офлайн, когда читатели раз в месяц встречаются в одном из городских кафе, кто-то же общается исключительно онлайн, собирая в сообществе людей со всей страны. Одни клубы построены на принципах альтруизма, то есть за общение платить не надо, а где-то ценник зашкаливает и «тянет» на элитный фитнес-клуб. Различаются и принципы общения. К примеру, в Краснодаре действует Антикнижный клуб, организованный участницей просветительского сообщества Vita Nuova Еленой Хомухиной. Она сразу предупреждает, что дочитывать и даже просто читать выбранные для обсуждения книги необязательно – приходите послушать, что об этом произведении думают другие. И однажды вдохновение к чтению придет само собой, отодвинув работу и быт.

Фото: Freepik

Эстетство и желание разнообразить жизнь

Правда, эксперты (да и сами организаторы книжных клубов) не уверены, что новый тренд способен по-настоящему изменить современное общество. За ним стоит множество других мотивов – от желания похвастаться своим статусом до желания разнообразить социальную жизнь.

Так, доцент кафедры романо-германской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Игорь Гурьянов указывает на моду иметь большую домашнюю библиотеку. Если в прежние годы от книг старательно избавлялись, теперь они подорожали и стали товаром не для всех. А значит, домашняя библиотека с бестселлерами повышает статус хозяина, и это своего рода эстетство, а не любовь к чтению.

Для других модников большое значение имеют внешнее оформление и атрибутика. Эти люди сходят с ума от дизайнерских обложек и закладок, выделяют текст разноцветными маркерами, тратят деньги на уникальные подставки и настольные лампы. И эти параметры тоже зачастую важнее чтения.

Третьи устали от бесконечной связки «работа-дом» и хотят вести активную социальную жизнь. По словам организаторов книжных клубов, такие сообщества пришли на смену барным квизам и публичным лекциям, от которых многие сегодня устали. Участников привлекает возможность встречаться вживую, заводить интересные знакомства и чувствовать принадлежность к интеллектуальной среде.

Но в целом обсуждение книги с другими людьми – это естественная потребность читателя разделить с кем-то прожитый опыт и найти новые грани книги или детали, которые он не заметил во время прочтения. Вот почему книжные клубы живы и будут жить дальше, а социальные сети и модные тренды их в этом только поддерживают. И вы присоединяйтесь – записывайтесь в книжный клуб вашего города или ищите онлайн-сообщества.

Читайте также. Какие хобби замедляют старение мозга: новое исследование ученых.

Читайте также