5 декабря, 16+

Под защитой «матушки Анны»: добровольцы в Новороссийске кормят бездомных людей

Анна Мухтарова (третья слева) с командой «Агенты доброты». Фото С. Лазебной.

И возвращают их к нормальной жизни.

 «Я не боюсь говорить о своей прошлой жизни, меня это не ранит. Я не хочу жить для себя, мне хочется помочь другим. Моя мечта – открыть кризисный центр для бездомных». 
Анна Мухтарова шесть лет прожила на улице, но нашла в себе силы побороть зависимость и создала крупнейшую в регионе волонтерскую организацию «Агенты доброты». 
В преддверии Всемирного дня доброты – праздника, который отмечают во многих странах 13 ноября, мы побывали в гостях у новороссийских «агентов».

Обед на Чайковского

«Агенты доброты» кормят бездомных четыре раза в неделю, в разных районах Новороссийска. «Точки» выбирали с расчетом, чтобы все, кто «на районе», могли дойти пешком. Мы побывали на обеде, который был дан на улице им. Чайковского.

Издалека увидели микроавтобус с символикой «Агентов доброты» – стилизованным ангелом. Около двадцати человек расположились за столами. Угадывались среди них бездомные, но преобладали обычные с виду пенсионеры. Волонтеры раздавали порции: первое, второе, чай, выпечка… Руководила процессом Анна Мухтарова – стройная блондинка с голубыми глазами, основательница организации.

– Погода хорошая, вот и людей немного. В холода собирается значительно больше, – объяснила Анна Юрьевна. – Горячие обеды для бездомных – большая поддержка. Но мы кормим всех нуждающихся. Старики часто приходят. Пенсии скромные, зимой приходится платить за тепло, им особенно тяжело…

Внимание привлекла опрятная бабулечка – радуется «вкусненькому», всем улыбается и без конца благодарит, желая «здоровья, счастья, всех благ и чтоб никто не обижал». По виду «домашняя», то есть не бездомная. Так и есть.

– Нина Ивановна я, – представилась она. – Пришла в первый раз. Услышала, что бесплатно покушать дают, и искала, искала… Плакала, что не нашла, но вдруг счастье – Женя мне встретилась, – кивает на соседку по столу, – она всегда на обеды ходит и меня привела.

Судьба бабули типична. Таких историй волонтеры слышали сотни.

– Муж умер 30 лет назад, – поделилась Нина Ивановна. – Дети тоже на кладбище. А я все живу – 87 годочков! Племянницы далеко, не нужна им. Трудно одной…

Анна рассказывает о меню и организации обедов. Команде поваров «Агенты доброты» часто помогают городские предприниматели. По средам обеды готовят в столовой армянской диаспоры. Многие делятся выпечкой. И на столах действительно изобилие – от сладких булочек до хачапури и чебуреков. Еще и с собой можно взять. Выпечку, что не продали в течение дня, можно уценить, а можно подарить. Предприниматели в Новороссийске – щедрые.

Тем временем трапеза завершена, чай выпит, подопечные прощаются. Волонтеры складывают столы и лавки, грузят в автобус… Знакомимся. Виктории 21 год, она мастер маникюра. Мужа проводила на СВО и, чтоб не терзаться, решила приносить пользу. Саше 25, и она коллега Мухтаровой. Вместе они трудятся социальными работниками в Первой городской больнице. «Помогаю, потому что могу», – объяснила девушка. Наталья постарше, она домохозяйка и «правая рука» Анны Юрьевны в том, что касается взаимодействия с разными инстанциями. Евгению 47 лет. В Новороссийске он оказался проездом и пришел к волонтерам по старой дружбе.

– Я ведь тоже на улице жил, – удивил он. – Я с Урала, завербовался на стройку в Сочи. На работе не заладилось, стал выпивать… В итоге оказался под мостом, жил там. Спасибо, что встретилась Анна Юрьевна… Сейчас у меня все хорошо, восемь лет не пью и не курю.

Бездомная жизнь в анамнезе оказалась и у водителя. С помощью волонтеров Сергею удалось вернуться к нормальной жизни, теперь он «агент доброты». Авторитетный (бывший военный, разгильдяйства не терпит), но, как говорят, очень добрый.

– Мы открыто о себе рассказываем, я тоже шесть лет на улице жила, – поддержала разговор Анна. – Потому и создала организацию. Я понимаю какая помощь нужна и как ее дать. 

Росстат опубликовал данные о смертности бездомных людей в 2023 году. Всего, во всех регионах, умерли 57,5 тысячи бездомных, из них 815 – на Кубани. По индексу смертности, оставив позади Санкт-Петербург, Магаданскую и Московскую области и Москву, наш регион лидирует. То есть ситуация у нас самая плохая в стране.

Волонтеры от души накормят каждого, кто пришел. Волонтеры от души накормят каждого, кто пришел. «Агент доброты» Саша раздает второе и салфетки. Фото С. Лазебной.
Нина Ивановна на бесплатный обед пришла впервые. Фото С. Лазебной.

Цифры и факты
● С 2011 года Анна Мухтарова и ее помощники помогли социально адаптироваться свыше 600 бездомным. У большинства из них полноценные семьи и работа. 
● В семье «Агентов доброты» несколько сот волонтеров. Около 30 из них – экс-бездомные.
●  «Мама» или «Матушка Анна» – так бездомные называют Анну Мухтарову.
● С 2019 года «Агенты доброты» получили три президентских гранта. На первый был приобретен «Добрый автобус», а также разборные столы и лавочки. В пандемию под проект «Чужих нет – все свои» волонтеры получили второй грант и каждый день проводили профилактику распространения COVID-19 в среде бездомных. Снабжали их средствами индивидуальной защиты, антисептиками и т.д. Третий грант подразумевает запуск деревообрабатывающего производства.

Анна Мухтарова. Фото С. Лазебной.

Прошлое не болит

Беседу мы продолжили в офисе «Агентов доброты», на ул. Новороссийской Республики. Проезжая мимо городской Доски почета, увидели на портрете знакомое лицо – это была Анна Мухтарова! И шесть лет на улице… Как?!

У нашей героини два высших образования (сейчас получает третье, учится заочно в Московском теологическом институте).

В прошлом она занимала высокую должность. Но…

– У меня развилась алкогольная зависимость, – поделилась Анна. – Я не могла справиться и, чтобы дети не видели меня такой, ушла из дома. Немало было нехорошего, даже проникающее ножевое ранение. Меня спасла незнакомая женщина, доктор «Скорой».

Проезжала на машине. Остановилась. Ночью не побоялась подойти… Чужая, но она выхаживала меня. Этот факт взволновал душу. Я поняла, что имею ценность как человек, не все потеряно. Осознала, что пора возвращаться домой! Прошлое «не болит». Наоборот, я всем рассказываю, а бездомным особенно. Ведь я – такая же, как они. А выход – есть.

Товарищей по несчастью бросить не смогла. С 2011 года Анна вместе дочерью начала кормить бездомных людей. Сами готовили, с кастрюльками и термосами обходили места, где можно было их встретить. Довольно скоро вокруг Мухтаровой сплотилась дружная команда. Вскладчину волонтеры оплачивают аренду «Дома добра», приюта для тех, кому некуда идти. Это временное пристанище на срок, который требуется для лечения, восстановления документов, в легких случаях – поиска жилья и работы. Пенсионерам, людям с инвалидностью помогают получить направление в специализированный дом-интернат. Очередь туда – от восьми месяцев до года.

– Люди не рождаются бездомными, – объясняет Анна. – С ними что-то нехорошее происходит. И не всегда причина – это алкоголь или наркотики. Стариков на улицу выгоняют. Вот сейчас у нас в «Доме добра» бабушка –почти ослепла и попала в больницу, родня забирать ее отказалась. Собственного жилья у нее нет, идти некуда… Из работных домов бедолаг выбрасывают, когда они теряют работоспособность, с инсультами и переломами. Кто-то теряет все из-за мошенников, таких случаев тоже много. Никто от горькой участи не застрахован. И далеко не каждый может справиться в одиночку.

В 2019 году организация «Агенты доброты» была зарегистрирована в статусе НКО. В текущем году «Агенты» получили уже третий по счету президентский грант. Успех объясним. Прежде всего это, в хорошем смысле, одержимость Анны.

– Я не могу жить для себя, – говорит она.

Поэтому… Подъем в четыре утра. В порту Анна Юрьевна трудится уборщицей. Затем спешит в больницу – это вторая работа. По вечерам самая денежная подработка – мытье окон на верхних этажах высоток. В промежутках ездит на раздачу еды, помогает подопечным восстанавливать документы, проходить всевозможные освидетельствования и так далее. Многие услуги платные, а финансирования у «Агентов доброты» нет. Мухтарова легко тратит своим трудом добытые деньги, а команда берет с нее пример. Не очень-то справедливо! Волонтеры придумали запустить деревообрабатывающее производство – тот самый третий грант. В заявке обосновали покупку станков и затраты на обучение в рамках социализации бездомных. Буквально вчера станки – лазерный и фрезерный – прибыли. Если организация сможет зарабатывать, жить станет чуточку проще…

Разговор прервало появление улыбчивой женщины с банкой варенья – принесла угощение для постояльцев «Дома добра».

Очевидно, что «Агентов доброты» в городе уважают. Бездомным людям горожане стали сочувствовать. Еще недавно этим чувством одаривали лишь бездомных животных. Революционный сдвиг в массовом сознании – заслуга Анны Юрьевны Мухтаровой. Хрупкой женщины со сложной судьбой и чистыми голубыми глазами…

Есть идея

Жизнь на улице опасна: болезни, насилие, алкоголь могут прервать ее в любой момент.  
Впереди зима – и это смертельно опасный погодный фактор. Для некоторых бездомных она закончится ампутированными из-за обморожения конечностями. Краснодарский центр социальной адаптации и четыре (на весь край) отделения ночного пребывания потребности в койко-местах не закрывают.

– Вот почему всем крупным городам необходим кризисный центр для бездомных, – убеждена Анна Мухтарова. – Он нужен для кратковременного размещения и как медико-реабилитационная база. В частности, в помощи и защите нуждаются потерявшие трудоспособность люди из «работных домов». Никто не спешит им там восстанавливать утерянные документы, а в случае травмы или болезни их просто выставляют вон. В медучреждениях, оказав первую помощь, этих несчастных выписывают в никуда. Надо на законодательном уровне отрегулировать проблему. Работные дома следует обязать заниматься восстановлением документов работников. У каждого человека должен быть паспорт, полис, СНИЛС. От этого может зависеть жизнь.

Светлана Лазебная.

Читайте также