5 октября, 16+

«Люблю Родину, людей и жизнь». Иван Иванович Курбаков — человек-легенда

И.И. Курбаков. Фото: Н. Иваненко.

Так называют долгожителя, ветерана Великой Отечественной войны, участника обороны Севастополя из Архипо-Осиповки.

Ивану Ивановичу Курбакову сейчас 103 года, а уже совсем скоро, 8 января, исполнится 104. Но возраст для него – только цифра в паспорте. Невозможно не восхищаться жизнелюбием, оптимизмом, невероятной внутренней энергией этого жителя Кубани. Морской пехотинец, рекордсмен Книги рекордов России, уникальный человек встретил нас у себя дома и рассказал, как ему удается жить долго и счастливо и какие планы он строит на будущее.
 

Столько силы и мужества!

Его дом стоит на высоком пригорке. Бирюзового цвета, как море, он утопает в зелени. От калитки надо подняться по множеству ступенек. Туда-сюда, вверх-вниз – вот где здоровье прибавляется! На стук в дверь Иван Иванович отвечает не сразу. Нет, не спит — одевается. И встречает нас при параде, в белоснежной, выглаженной рубашке. «Простите, побриться только не успел», – сокрушается. Неужели в 103 года об этом кто-то волнуется? А у него правило: выглядеть на все сто, на сто процентов! «Я сам!» – отказывается от помощи Иван Иванович. И гостеприимно предлагает чай с дороги. Правда, чай просит заварить своего сына. Олег Иванович, которому сейчас 77 лет, – главный помощник отца. Внимательный, заботливый. Живут вместе.

– За всю жизнь от него ни одного грубого слова не слышал, – с гордостью говорит отец. – Внуки у меня хорошие, получили высшее образование, правнуки. Я счастливый человек, потому что с плохими людьми не якшался.

– А правда, что все еще водите автомобиль? В 100 лет вы попали в Книгу рекордов России как самый возрастной водитель автомобиля! А сейчас?

– И сейчас вожу.

– И от пола отжимаетесь?

– А как же! Недавно вот племянник приезжал, ему 15 лет. Я ему предложил посоревноваться. Так он отжался один раз, а я – несколько. Упражнения делаю каждый день. Бываю в госпитале, в больнице, смотрю как 60-летние кряхтят, и думаю: неужели я так буду? Не хочу! Есть, конечно, проблемы со здоровьем, но я не жалуюсь. Зачем? От этого только хвори прибавляются. Надо держать себя в руках и в форме. Лучше, конечно, когда 17 лет, а не 103, но раз Бог дал, то поживем!

И это говорит человек, который прошел войну и на фронте лишился ноги. Больше 80 лет – на протезе. Многие даже не догадываются – так он держится, крепкий. Каждый день – упражнения и зарядка. Столько силы и мужества в этом необыкновенном человеке! У Ивана Ивановича двое внуков и трое правнуков. На вопрос помогают ли они справляться с хозяйством отвечает, что и сам еще хоть куда, сам готов помогать. Потому что движение – это жизнь. Считает, что никакой загадки и секретов в его долголетии нет.

– Ем все, что захочу. Правда, спиртным не злоупотреблял и не злоупотребляю. Ну, 50 граммов могу в хорошей компании. Главное – не увлекаться этим и не перебарщивать. Лучше физкультурой заниматься!

Хозяйственный, аккуратный, а еще любит печь блинчики. Поделился и своим рецептом каштановой настойки, которая, говорит, от всего помогает.

«Каштановая настойка долголетия»
по рецепту Ивана Курбакова

 
50 граммов перемолотой в кофемолке кожуры конского каштана залить половиной литра водки. Настаивать 10–12 дней, периодически помешивая. Процедить и пить три раза в день по 30 капель до еды.

Фото: yanadjan/AdobeStock

За чаем Иван Иванович рассказал, что с детства не привык сдаваться обстоятельствам, мог постоять за себя и за справедливость. Столько раз судьба испытывала! В детстве чудом не пострадал, когда, катаясь на корзине (санок не было), мог попасть под лошадь, а проскользнул между ее ног. Еще в школе провалился под лед. Сам выбрался! Чудом выжил во время войны, когда был на волосок от смерти.

Благословение матери

Иван Иванович уверен, что спасало и спасает его материнское благословение.

– Мой ангел-хранитель – это моя родная мама. Когда меня призвали в армию, она благословила и дала крестик, простой, алюминиевый. Я его пронес через всю жизнь.

Сам он родом из Брянской области. Из большой семьи, где было пятеро детей. Отец столярничал. Мастерами-столярами стали все братья. Искусством овладел и Иван. Говорит, это в генах.

– Я на улице рос. Но отец меня никогда не наказывал, – считает важным Иван Иванович. – Всем я увлекался. Любил читать, физкультуру, лыжи, плавание, боксом занимался. Мне все было интересно.

И спортивной гимнастикой занимался серьезно, получил даже звание мастера спорта.

Со временем семья переехала в Донецк. Отсюда Ивана Курбакова и призвали в армию. В 1940 году он попал в Севастополь, в черноморский учебный отряд Военно-морского флота. Любовь к флоту, к морю с тех пор в его сердце. Из отряда распределили на практику – боцманом на торгово-пассажирский корабль «Днепр». В 1941 году корабль приплыл в Одессу. Здесь 21-летнего Ивана застала война.

В 1940 г. Иван Курбаков начал службу в Черноморском учебном отряде ВМФ. Фото автора и из архива И.И. Курбакова.

На защите Севастополя

Иван Иванович помнит практически все, до мелочей. В памяти отчетливы картины детства, юности, войны. С теплотой он рассказывает о своей семье, и с болью в сердце – об «адских мясорубках». О спасении в Новороссийске и во время обороны Севастополя. Помнит товарищей, которые помогли ему выжить. Когда фашисты начали бомбежки, экипаж «Днепра» сняли с корабля и отправили на патрулирование города. Снаряд попал в здание местного военно-морского училища. Иван с другом в этот момент были внутри, но в разных комнатах. Взрывной волной его отбросило под кровать, засыпало осколками и известкой. Но повезло, не ранило.

– Вот еще был случай. Трюмы «Днепра» загрузили пшеницей, и судно вышло из Одессы в Новороссийск. Нас настиг немецкий бомбардировщик в сопровождении трех истребителей. Из оружия на корабле был только зенитный пулемет. Начался обстрел, сбрасывали бомбы, столбы воды поднимались вокруг. Истребители все изрешетили. Только благодаря опыту командира корабля мы остались на плаву, и никто из экипажа не погиб.

Когда черноморцам бросили клич: «На защиту военной базы в Севастополе!», Иван откликнулся.
– Я попал в 79-ю бригаду второго особого батальона, – вспоминает Иван Иванович. – И вот в 1942 году нас высадили десантом в Инкермане. Этой ночью мы пошли в бой, тяжелый, штыковой. Такая была мясорубка!

И вновь Иван выжил. Из 180 человек в морской роте осталось меньше двух десятков. Но советские войска отстояли, заняли Бельбекскую долину.

«Дайте командиру кружку пива!»

После штыкового боя Ивана Курбакова назначили командиром отделения в 25 человек.

– Наши войска контролировали железную дорогу в Инкерман, а немцы – шоссейную дорогу. По дороге из Симферополя, после проезда Бельбекской долины, на подъезде к Инкерману наши построили дот, и немцы его использовали против нас. Наша команда должна была уничтожить этот дот. В ночь на 23 февраля, в три часа ночи, мы пошли выполнять задание. Немец нас обнаружил: сразу вокруг засветились ракеты, открыли шквальный огонь, противник «придавил» нас к земле. Осколок попал мне в ногу, разбило сустав, – рассказал Иван Иванович.

Он как сейчас помнит, что товарищи сняли с него ремень, перетянули ногу, кто-то разорвал свою тельняшку и зажал рану, чтобы остановить кровь. Раненого командира погрузили в полуторку и повезли в госпиталь.

– Группы крови, как у меня, не нашлось, а операцию делали под местным наркозом. После операции хирург сказал, чтобы мне дали кружку пива, и мне принесли.

Так командир остался без ноги и семь месяцев провел в госпиталях. Жалеет, что не смог дойти до Берлина.

Моряк, художник, комбайнер…

Донецк заняли фашисты. Некуда было возвращаться Ивану после ранения. Поехал в Ташкент, а потом – в Алма-Ату. Город ему понравился. Остался. Поступил в художественное училище. Здесь и познакомился со своей будущей женой, Тамарой. Потом Донецк освободили, Иван вернулся и поступил в художественный институт в Киеве, затем перевелся в Харьков.

– Время было тяжелое в сороковые, – вспоминает Иван Иванович. – Я взял академический отпуск, и мы с Тамарой опять вернулись в Алма-Ату. Так я больше и не возвращался в институт.
Но всю жизнь работал художником-оформителем. Освоил несколько специальностей: и чертежником трудился на комбинате, и штурвальным на станции, и комбайнером. Даже воспитателем в детском костно-туберкулезном санатории, инструктором по труду в туберкулезной больнице.

В Алма-Ате он сам построил дом, в 1947 году здесь родился его единственный сын Олег. Курбаковы очень любили путешествовать, объездили всю страну. В 1979 году приехали на море, на Кубань. Так понравилось, что решили остаться.

Олег Иванович (слева) – главный помощник отца. Фото: Н. Иваненко.

«Хочу спросить у президента»

Тамары Даниловны не стало больше 20 лет назад. Но Иван Иванович бережет память о ней и старается сберечь сад, который они вместе создавали. Сейчас здесь часто бывают внуки и правнуки.

– Большое спасибо за помощь местной администрации, мэру Геленджика Алексею Богодистову! – говорит Олег Иванович. – Сделали пристройку, площадку для машин за домом, помогают с ремонтом. Спасибо за внимание и уважение к отцу!

Вся грудь – в орденах и медалях. В этом году на Сапун-горе губернатор Севастополя вручил ветерану памятную медаль «80 лет освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков». В апреле представитель Беларуси тоже вручил награду. На следующий день рождения обещал навестить ветерана губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Уважают, ценят, берегут. Устраивают в его честь концерты. Специально для него Кубанский хор исполнил «Многая лета». Ветерану аплодировали стоя. А Иван Иванович с радостью принимает приглашения на разные мероприятия. Участвует в парадах Победы в Севастополе и в Москве. В 103 года удивил – сам пришел на участок голосовать на выборах президента! В морском братстве считают ветерана приносящим удачу – стоит только прикоснуться к нему, и мечты сбудутся, так говорят. А в доме бывает много гостей. Добрых людей здесь тоже уважают.

– Я очень люблю жизнь. Люблю свою Родину, людей, которые меня окружают, каждый новый день. Нужно делать добро, помогать людям, – говорит Иван Иванович.

И вполголоса добавляет: «Я маленький человек. Но живу, как считаю правильным». Ну как с ним 
поспоришь! Но на самом деле он великий человек, которым нужно гордиться. В этом году Иван Иванович Курбаков планирует поехать в Беларусь. А на будущий год – встретиться с Президентом России и «кое-что спросить у Владимира Путина». Пусть так и будет! И пусть дольше века длится жизнь! Здоровья вам и так держать, дорогой Иван Иванович!

Наталья Иваненко. 

Читайте также. С гвардейским приветом – бабушки. Истории о вкладе в мир и победу от добровольцев на пенсии.

Читайте также