14 октября, 16+

Ивушка. Беда её не сломила

Фото: freepik/Freepik

В сентябре сорок третьего года Полина вышла замуж. Её счастливая семейная жизнь продлилась ровно сутки…

Главной достопримечательностью нашей деревни было необычайной красоты озеро. На одном берегу росли ивы, ветви которых свисали до самой воды, на другом берегу выстроились в ряд стройные тополя. Казалось, верхушки деревьев касались неба, а шелест их листьев словно приветствовали ивушек.

Под тополями стояли лавочки, у которых вечерами собиралась молодёжь. Из озера на берег «выходили» искусно вырезанные из дерева тридцать три богатыря, образовывая лестницу, ведущую к «избушке на курьих ножках», где продавали мороженое и сладкие напитки.

Из камышей доносилось кряканье диких уток. К озеру прилетали журавли. Поэтому вода в озере всегда была чистой. Деревенские бабы полоскали в нём чистое, стиранное бельё, тканные ковры. Затем расстилали всё на траве. Под солнышком бельё быстро высыхало. Пока оно сохло, женщины заплывали до середины озера, купались. А потом собирались все вместе, расположившись на травке, пели душевные народные песни. Их голоса были слышны на другом конце деревни. Бабушка в этот момент, широко распахивала ставни приговаривала: «Умаялись, милые. Отдыхайте, родные, отдыхайте!».

Мой взгляд упал на проходившую мимо пожилую женщину. Она улыбнулась, помахав женщинам рукой, села на берегу озера, распустив длинные, шелковистые волосы. Волосы соскользнули с плеч и коснулись земли. Они напоминали ветви ивы, склонившиеся к воде. Позже я узнала, что именно поэтому Полина Васильевна получила прозвище Ивушка.

Вернувшись домой, я спросила бабушку, почему Полина Васильевна никогда не сидит со старушками на завалинке, обсуждая деревенские новости, никогда не поёт песни с женщинами у озера.

— Не увидишь такого никогда, милая внученька, — с этих слов бабушка начала свой рассказ. — В сентябре сорок третьего года наша Ивушка вышла замуж. Её счастливая семейная жизнь продлилась ровно сутки. Утром следующего дня она проводила любимого на фронт. В феврале сорок четвёртого года получила на мужа похоронку. Сама поехала за телом мужа и привезла гроб в деревню. Похоронила его на опушке леса. До сих пор ухоженная могилка находится на том же месте. Красную, пятиконечную звезду на памятнике можно увидеть издалека… Сколько ладных парней сватались к ней! А она, кроме своего Стёпушки, никого не видела. После окончания учёбы в сельхозучилище вернулась в деревню. До сих пор работает агрономом. Полинушка – наша Ивушка, очень светлый, добрый, трудолюбивый человек. За это мы её и любим. Если войдёшь в её дом, то увидишь в центре комнаты большой портрет её любимого Степана. А за портретом находится единственное письмо, которое он написал любимой Полюшке перед последним боем. Текст этого письма знает каждый в нашей деревне.

«Милая Полюшка, шлю привет тебе с фронта! Очень люблю тебя и вернусь, как ты там? Со мной всё хорошо. Ты же знаешь, что я везучий. Пуля боится меня. На дворе идёт снег, очень холодно. Но от одной мысли о тебе мне тепло. Ведь ты моё солнышко, любимая. До свидания. Горячо любящий тебя муж Степан».

После учёбы вместе с Полиной Васильевной приехал Роман Егорович, работать механиком в ремонтных мастерских. Несколько лет он красиво ухаживал за Ивушкой, но безрезультатно. Она не давала ему никакой надежды.

Однажды, кто-то случайно или намеренно поджег зерно на току. Много людей работало внутри ангара — они ворошили зерно, чтобы не запрело. Как только дым повалил изнутри, Роман Егорович ринулся на помощь. Через выход вывести людей было невозможно, так как пламя огня глотало всё на своём пути. Егорыч вырвал заколоченные доски с окон, разбил стекло огнетушителем. Не сомневаясь ни секунды, влез внутрь ангара, перед этим облил себя водой. Задыхаясь в дыму, он помогал людям вылезти через окно наружу. Последним вынесли его. Очень сильно пострадали лёгкие и носоглотка. Когда Егорыча заносили на носилках внутрь скорой, врач повернулся и спросил: «Родные есть?» Из толпы донёсся голос нашей Ивушки: «Да, я его жена!».

Через два месяца вся деревня гуляла на свадьбе Ивушки и Егорыча. Глядя на них, можно без сомнения сказать: «Они счастливы!» Над садом, где гуляла свадьба, пролетела клином стая журавлей.

«Это к счастью!» — так говорила моя бабушка.

Прислала Т.Н. Петрищева, п. Светлый Путь Ленина Краснодарского края.

Читайте также