Самыми ценными являются те подарки, в которые вложен глубокий смысл и индивидуальный подход.
Любите ли вы подарки? Вам нравится их получать или больше всего дарить самим? Нужно ли вообще дарить?
Как его преподнести
Традиция дарить появилась очень давно, это один из самых древних обычаев в мире. С древних времен подарок был символом внимания и заботы. Само понятие уже существовало тогда, когда человек только учился быть человеком.
В незапамятные времена еще индейцы в Северной Америке и Канаде устраивали длительные торжественные встречи, на которых более богатые дарили своим бедным соплеменникам продукты, вещи, домашних животных с целью выражения щедрости и желания помочь.
Во всех странах мира к церемонии дарения относились внимательно, знали, что можно, в какой упаковке, с какими словами. Цель искреннего подарка была в демонстрации заботы, в материальной поддержке, в желании доставить радость.
Психологи изучили, как это влияет на психику человека. Французский антрополог Марсель Мосс выделил три действия, происходящих в процессе дарения:
● сам акт дарения, когда даритель выражает свою доброту, уважение и щедрость;
● акт принятия подарка, когда одариваемый своим почтением и искренними чувствами благодарности отвечает дарителю;
● ответный подарок, который устанавливает между людьми возможность приятного общения и бесконечного обмена ими.
И здесь Мосс утверждает, что не стоимость, а качество подарков ведет к удовольствию от процесса их дарения и получения. Самыми ценными являются те, в которые вложен глубокий смысл и индивидуальный подход, а это означает, что их долго выбирали или создавали своими руками, с терпением и заботой.
Психологи обращают внимание не столько на сам подарок, а на то, каким образом он преподносится, какие чувства и эмоции вызывает и какие взаимоотношения устанавливаются у людей в связи с ним. Это касается отношений и внутри семьи, и внутри коллективов, и среди друзей.
Язык уважения
Современная жизнь держится на человеческих отношениях, а эти отношения поддерживаются в значительной степени умением дарить. Это своеобразный язык, который говорит о наших ценностях, чувствах и уважении к другим. Психологи утверждают, что это многогранное явление.
Подарок – это традиционный способ становления отношений и связей между людьми. Он несет в себе информацию о дарителе: каков его статус, его предпочтения, что он хочет сказать. Во многом человек делает самопрезентацию. То же самое можно сказать и о человеке, который принимает дар. Таким образом, подарок – это социальная коммуникация, где ясно видна информация о дарителе, о принимающем его и о сложившейся ситуации в целом.
Значение подарка в межличностных отношениях очень велико. Не зря на эту тему много поговорок: «Дареному коню в зубы не смотрят», «Дареного назад не берут», «От того, кто не мил, и подарок постыл», «Где подарки, там и отдарки», «Недруг дарит – зло мыслит», «Дары и мудрых ослепляют», «Лучше не дари, да после не кори». Эти поговорки передают разнообразные отношения между людьми.
Подарок выявляет статусно-ролевые отношения между дарителем и получателем: любовь, долг, выгода, стремление к власти и т.д. Он обязательно должен быть красиво упакован. Это глубоко личное, и первым должен его увидеть тот, кому он предназначен. Каждый, данный от сердца, – это радость и продление жизни.
Если у вас доброе сердце
Обязательно ли дарить подарки? Обязательно. Очень важно, чтобы у каждого человека были люди, которым бы он мог их делать. Еще важно помнить, что нельзя оставлять подарки на «потом». «Потом» может уже и не быть, ведь люди неожиданно уходят.
Выгодно ли их делать? Очень выгодно. Значит, у вас доброе сердце, есть средства, вы сами себе при выборе подарка поднимаете настроение, у вас вырабатывается гормон счастья дофамин, который укрепляет иммунитет, снижает риск развития заболеваний, мы улыбаемся и становимся счастливыми.
Можно ли экономить на подарках? Нельзя. Мы дарим их родственникам, друзьям, а они составляют часть нас самих, часть нашей жизни. Здесь нельзя мелочиться, экономить, искать выгоду. Так устроено – чем меньше отдаешь, тем меньше сам получишь радости, здоровья, сил, возможностей, дружбы, любви.
Бывают плохие подарки, которые приносят проблемы, несчастье? Бывают. В народе их называют «крадники счастья». Мы все знаем, что есть токсичные люди, завистливые, которые в своих неудачах обвиняют всех подряд. У них есть свойство набиваться в друзья. Например, дарят котика, несмотря на то, что у вас аллергия… В наше время утрачены информационные смыслы подарков, а вот предки знали, что нужно дарить, а что нельзя, чтобы не накликать беду.
Кто какие любит – это дело вкуса. Кому-то и новой машиной не угодишь, а кто-то будет радоваться набору для рукоделия. Все мы с вами мамы, папы, дедушки и бабушки. Вспомните те моменты, когда ваши дети были маленькими и в детском саду на занятиях лепили, рисовали, вышивали для своих родных! Как трогательно было получать их подарки, которые в принципе не имели никакой материальной ценности, зато там были старание и искренняя любовь!
Как не вспомнить рассказ О. Генри «Дары волхвов», где влюбленные, чтобы сделать друг другу подарки к Рождеству, продают самое ценное, что у них было. Он продает часы, чтобы купить ей великолепный набор гребней для волос, а она отрезает свои волосы и продает их, чтобы купить ему цепочку к его часам. Этот рассказ – настоящий гимн любви, преданности и самопожертвованию. Любовь героев расцвечивает серую окружающую действительность и побеждает бедность.
А в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» подарок определил судьбу младшей дочери купца. Волшебный аленький цветочек освободил от злых чар чудище, прекрасный принц и девушка полюбили друг друга и были очень счастливы.
На дворе лето, время отпусков, путешествий, встреч. Уделите внимание своим близким, делайте им подарки, получайте их в ответ и будьте счастливы!
Евгения Папазян.
Читайте также. Краски лечат человека: психолог советует заняться цветотерапей.