Сейчас никакой дискриминации по возрасту при выдаче водительских прав нет.
В России продолжается дискуссия о том, нужно ли ограничивать право водить автомобиль пожилым водителям.
«Кольнуло что-то, может быть»
Еще одним поводом для обсуждения стало ДТП в Екатеринбурге. 79-летний водитель иномарки врезался в трамвайную остановку и сбил людей, которые там стояли. Двое погибли, один получил травмы. Как стало известно, у пенсионера была III группа инвалидности.
После случившегося он рассказал, что ехал спокойно, так как в правом ряду образовалась пробка. Добравшись до перекрестка, он повернул направо на стрелку и вылетел на трамвайную остановку. Все произошло в один миг. «Почти доехали до города. Ехал – все спокойно, никаких проблем. А в этот момент вот что-то произошло. И все. Кольнуло что-то, может быть. Сердце кольнуло или что там?» – рассказал водитель журналисту портала Е1.
До этого случая пожилой человек перенес инфаркт и аортокоронарное шунтирование. Но, по его словам, врачи не запрещали ему водить автомобиль.
Горожане активно обсуждали происшедшее. Многие считают, что водители пожилого возраста – это угроза. Вспоминали случаи, когда в машину въезжали пенсионеры – то педали путали, то скорости. Некоторые предлагают ввести обязательную медицинскую комиссию в случае отклонений в состоянии здоровья, и при необходимости запрещать управлять автомобилем. Другие высказываются, что нужно ввести обязательную ежегодную медкомиссию для возрастных водителей и проверять на внимательность и бдительность. Но есть и те, кто встал на защиту пенсионеров. Они уверены, что возраст ни при чем, и авария – лишь дело случая.
Аккуратно и строго по правилам
В соцсетях тоже дискутируют, высказывают свои «за» и «против». «Водители старшего возраста имеют преимущества: сдержанность, а также спокойствие, уравновешенность, вежливость, – они предпочитают умеренное и неторопливое вождение, тем самым не создают конфликтов или их становится меньше», – написал Александр. «Да. У меня дед почти до 80 водителем работал. Тормоз? Да. Раздражает летунов на дороге? Да. Но едет аккуратно и строго по правилам», – согласилась с ним Екатерина.
«Скажите ему, что в случае резкого ухудшения здоровья за рулем (а с возрастом вероятность повышается) он может создать серьезную угрозу жизни других участников дорожного движения», – продолжает переписку другой участник форума. Но ему парируют: «К сожалению, любой человек независимо от возраста может внезапно почувствовать себя плохо. Любой стресс может спровоцировать это».
Кстати, по статистике, аварий на долю водителей старше 60 лет действительно приходится меньше, но исход бывает страшнее. Особенно тяжелые последствия ДТП регистрируют среди водителей от 50 до 60 лет. В обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД России сообщается, что по мере увеличения стажа водителей растет значение тяжести последствий совершенных ими ДТП.
По здоровью, а не по возрасту?
Сейчас никакой дискриминации по возрасту при выдаче водительских прав нет. Но некоторые эксперты считают, что возрастные изменения требуют большего внимания, что медосмотр у людей старше 50 лет для продления или получения прав нужно расширить. Считают, что нужен осмотр кардиолога, невролога. Ведь с возрастом растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, деменции. Специалисты предлагают ввести прохождение медкомиссии для людей старше 50 лет хотя бы раз в два года.
Кроме того, сами пожилые водители должны внимательнее следить за здоровьем и чаще проверяться у врачей. Они не должны подвергать риску ни себя, ни других участников дорожного движения.
Многие сходятся во мнении, что возраст водителя не главное, а главное – изменения в его здоровье. Ведь есть и молодые люди, которые перенесли инфаркты, инсульты, но продолжают водить. Их тоже должны обязать чаще проходить медкомиссию.
Прозвучала новость о том, что в России хотят установить предельно допустимый возраст для управления транспортным средством 70 лет. Комментарии не заставили долго ждать. Например, заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков назвал инициативу очередной пустой затеей. По мнению Гудкова, у каждого человека, независимо от его возраста, должно быть право управления автомобилем.
«Ограничивать пожилых россиян в важных правах в повседневной жизни, таких как возможность управления автомобилем, – это бесчеловечно. Эта инициатива с большой долей вероятности не будет принята, и права водителей не будут ущемлять из-за перехода определенного возрастного порога», – предположил Гудков.
Кстати
По мнению экспертов, изменения, прогрессирующие с возрастом, могут не влиять на повседневную жизнь, но оказывают влияние на вождение автомобиля. Водителям часто приходится принимать от 8 до 12 решений на километр пути, имея на это менее половины секунды. Это значит, что даже небольшие изменения в зрении, слухе, диапазоне и силе движений, времени реакции и внимании могут сыграть большую роль в принятии решений во время вождения.
Наталья Иваненко.
Читайте также. «Запретные» лекарства для водителей: нельзя садиться за руль после приёма обезболивающих? В «черном списке» также жаропонижающие, антигистаминные препараты и глазные капли.