27 апреля, 16+

Масленица семь дней гуляет: история и обычаи любимого праздника

Фото: bearfotos/Freepik

Как любой древний праздник, Масленица имеет богатейшие традиции и множество обрядов.

Самый вкусный праздник года

Готовиться к празднествам начинали сильно заранее – дней за пять. Обязательно тщательно убирали жилье, избавляясь от всего старого и ненужного. При этом мусор не оставляли во дворе, а сжигали или, как минимум, выметали за ворота.

Масленица по традиции делилась на две части. Первые три дня звались «Узкой Масленицей», тогда еще разрешалась заниматься хозяйственными работами, с четверга же начиналась «Широкая Масленица», тогда только веселились. При этом каждый день масличной недели имел свое название и связанные с ним обычаи и традиции.

Понедельник назывался «встречей»: люди встречали один из любимейших праздников года. В этот день изготавливали чучело Масленицы или Зимы. Это самодельная фигура женщины: набитая соломой старая женская одежда. Иногда чучелу в руки давали сковороду или блин. Ставилось чучело на окраине села, но так, чтобы всем было его видно.

Хозяйки с утра принимались печь блины и гадали на них: если получались тонкие и воздушные, то год предстоял легкий и счастливый. Толстый блин символизировал тяжесть и потери. Вообще выпекание блинов в это время носило во многом ритуально-обрядовый характер. Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу. При этом только в богатых домах начинали печь блины в понедельник, бедные — в четверг или, редко, пятницу.

Вторник именовался «заигрышами»: парни знакомились с девушками, приглашали их погулять и отведать блинов. В богатых домах это был настоящий день открытых дверей: блинами угощали всех желающих, особенно потенциальных невесток и зятьев. С этого дня начинались визиты к соседям и родственникам. Днем чучело переносили на центральную улицу или площадь, возле него гуляли и веселились. По домам ходили ряженые со специальным веником, на который хозяева крепили ленты с заговорами от болезней и бед. Делалось это за символическую плату (обычно блинами).

В среду, которая называлась «лакомкой», было принято есть, как говорится, без меры. Готовили много блинов, выносили их на улицу, делились с соседями и неимущими на помин умерших родственников. Даже существовало гадание на «лакомку»: если беременная раздает блины и первым у нее берет мужчина, то родится мальчик. А если схватились сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности.

Четверг традиционно считался самым веселым днем, потому что народ разгуливался во всю ширь. Не зря он именовался «Разгульным четвергом» или «Разгуляем»: пировали всем селом, принимали гостей из других деревень. Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок (если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования).

Пятница — «тещины вечерки». По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери. Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед. Впрочем, иногда это совмещалось, например, формально теща гостила у зятя, но блины пекла сама.

В субботу продолжалось общение между родственниками, невестка накрывала стол и приглашала в гости сестру или сестёр мужа — золовок, отсюда и название «Золовкины посиделки». В качестве угощения к чаю обязательно подавались блины. В благодарность сёстры мужа дарили невестке различные украшения и одежду. В субботу же на масленичной неделе Русская православная церковь празднует единственный день памяти по всем святым преподобным отцам и жёнам. Завершалась суббота ритуальным расставанием с зимой: разводили большой костёр, вокруг которого устраивали хороводы и веселились, пили чай из самовара с блинчиками, пирогами и другими лакомствами, а также прыгали через огонь. В конце дня провожали зиму: сжигали на костре чучело Масленицы/Зимы. Пепел, оставшийся после костра, разбрасывали по полям для обеспечения плодородия почвы и богатого урожая.

Седьмой день масленичной недели носил название «Прощёное воскресение», или «Проводы». Люди старались проявлять самые добрые чувства и просили прощения за причинённые неудобства и неприятности, сами прощали все обиды и невзгоды. Крепко обнимались и троекратно целовались в знак примирения. По обычаю, этот день посвящали также прощанию с умершими, поминали блинами усопших и посещали кладбища. Считалось важным и необходимым начать Великий пост прощёнными и чистыми, поэтому вечером ходили в баню. Тщательно убирали дома, мыли посуду, сжигали остатки еды и ненужные вещи, которые не пригодились бы в новом году.

В этих гуляниях охотно принимали участие и российские монархи, особенно в XVIII в., когда дни по сути затворнической жизни московских царей канули в Лету. В масличные дни император Петр Великий любил кататься в санях, запряженных тройками лошадей, императрица Екатерина Великая устраивала трехдневные балы-маскарады с сотнями приглашенных, в которых и сама охотно принимала участие, ну а императрица Елизавета Петровна просто предавалась обжорству, съедая с десяток блинчиков за один присест.

Среди других традиций Масленицы можно отметить и такую. Молодым девушкам в эти дни запрещалось работать, они должны были только есть блины и веселиться. Поэтому в народе Масленицу иногда называли и Бабьей неделей.

История Масленицы

Масленица – один из любимейших народных праздников в России и одновременно один из древнейших. Отмечать его стали еще в языческие времена. Изначально это торжество было связано с культом славянского бога Солнца – Ярилы. По тогдашним поверьям этот молодой и красивый божественный юноша каждый год зимой умирал, но весной воскресал. Именно поэтому посвященные ему торжества проходили с 21 по 28 марта и соотносились с днем весеннего равноденствия.

Традиционные лакомства в эти дни тоже были посвящены Солнцу. Первоначально ими являлись обычные круглые лепешки из ржаной, гречневой или реже пшеничной муки, позже трансформировавшиеся в блины. Считалось, что подобная еда наполняет людей живительной солнечной энергией. В эти же дни славяне чествовали и другого важнейшего бога своего пантеона – покровителя скотоводства Велеса. Одним из его символов был медведь, и его пробуждение от зимней спячки также было одним из важнейших символов весеннего возрождения природы. При этом Велеса задабривали, вынося в лес медведям первые испеченные для празднеств лепешки или блины. А так как в старину этих животных называли комами, то и неделю прозвали «комоедицей». Тогда же родилось и выражение «Первый блин – комам», изменившееся позже на всем известную пословицу «Первый блин – комом», тем более, что первые блин-два действительно обычно получаются неудачными.

После принятия христианства на Руси продолжили радостно встречать весну, но сам праздник сильно изменился. Теперь его стали соотносить с Великим постом, точнее с предшествующей ему неделей, а потому стали отмечать заметно раньше – за 56 дней до Пасхи, а потому масличную неделю отмечали в период от 3ого февраля до 15ого марта. В народе ее даже прозвали «поползухой», так она как бы ползает по календарю. В церковном же каноне ее принято называть мясопустной неделей или просто Мясопустом, ведь на ней уже вводился запрет на потребление мяса, но, с другой стороны, еще не было ограничений на мучное, рыбу и икру, молоко, творог, сметану, сливочное масло и сыр. Не случайно эта неделя называлась еще и «сырной». В ожидании строгостей Великого поста, люди наедались и веселились что называется «впрок».

Александр Савельев, г. Краснодар.

Читайте также. Готовим к празднику: 7 рецептов блинов на каждый день масленичной недели. Наши предки верили, что вместе с блином они получают частичку силы небесного светила. Так не будем изменять традициям, напечем гору блинов и угостим ими весь честной народ.

Читайте также