Как все дети, Славяна любила сказки. Бабушка читала внучке сказки Пушкина, а еще рассказывала о чудесных местах, где они были написаны.
Так девочка узнала, что в селе Большое Болдино жили ее предки. Взрослой она постаралась больше узнать о своих корнях. Так родилась книга «От Пушкина до меня». В ней наша землячка, писательница Славяна Бушнева, упоминает о вероятном родстве с поэтом. Семьи ее прапрапрапрабабушки и прапрапрадедушки по линии мамы были крепостными у отца и дяди Пушкина.
Что рассказали архивы
Как известно, поэт неоднократно приезжал в Болдинское имение. Там он написал почти половину своих лучших произведений, ознаменовав новое определение в русской литературе «Болдинская осень».
– Проникшись историями бабушки, я исследовала ветвь родословной, которая касалась Болдинских мест времен Пушкина, – рассказала Славяна Бушнева. – Мои предки были крепостными в Болдинском имении. Много поколений семьи жили там.
В семейном архиве много старинных фотографий и документов. Ценные сведения я получила благодаря энтузиастам-пушкинистам, родственникам, которые до сих пор живут в Большом Болдино. «Оживить» многие имена помогли сотрудники Центрального архива Нижегородской области, документально подтвердившие даты и место рождения моих предков.
История рода Пушкиных изучена досконально. Дед поэта, Лев Александрович Пушкин, умер в 1790 году. Землю и крепостных унаследовали сыновья. Василию Львовичу досталась северо-западная часть села Болдино; Сергей Львович, отец поэта, получил юго-восточную половину.
В 1835 году дядя поэта уступил свою долю помещику Зыбину. Новый хозяин расселил болдинских крепостных в две новые деревни – Дмитриевку и Логиновку.
– Примерно в 1868 году в Дмитриевке, в семье болдинских переселенцев, носивших фамилию Чивкуновы, родился мальчик Иван. Его женой впоследствии стала сирота Анна Ксенофонтова, смуглая и кучерявая. По рассказам, девочкой она также была привезена в Дмитриевку из Болдино, но из имения Сергея Львовича. А именно там гостил и творил гениальный сын барина, – объясняет писательница. – После свадьбы Анна и Иван вернулись в Болдино. В браке у них родились шестеро детей. Евдокия (1904 г.р.) – предпоследняя. Это моя прабабушка, с которой я нахожу внешнее сходство.
Родство как стимул
Невысокая, стройная, со смуглой кожей, копной темных кудрявых волос, белыми зубами и
с выразительно голубыми глазами – Евдокия отличалась от братьев и сестер, но была похожа на мать, также выделявшуюся нестандартной внешностью.
Парни заглядывались, а девки с досадой пытались разглядеть, что же вызывает повышенное внимание? По семейным преданиям, слухи и намеки сопровождали Евдокию всю ее жизнь. Мол, в барском дворе девки-прислужницы были, далеко ли до греха? Писательница живо представляет такие пересуды. «И смугла, пущай… Чай, не до девок деревенских поэту было! Писал все дни без продыху. Не-е… может табор заезжий?» – «Цыган видала – глаза черные, у нее –синющие…»
Народ охоч до пересудов. Но сплетни не помешали любви. Евдокия встретила простого общительного парня Дмитрия Ледяева, круглолицего и веселого сапожника. Старшую дочку назвали Анной в честь бабушки, которая служила в имении поэта, когда тот там гостил, а сына Александром – в честь Александра Сергеевича. Дети были круглолицы в отца, но от матери переняли кудри и голубые глаза…
– В книгу «От Пушкина до меня» вошли архивные документы, фотографии, рассказы о судьбах крепостных помещика Пушкина и история моей семьи, – объяснила наша собеседница. –
сей правды уже не узнает никто, но «причастность» моего рода к великому поэту нельзя отрицать. Это дает мощный стимул. Часто мне приходилось слышать восторженное: «Надо же, тебе повезло!» Но повезло всем нам, его соотечественникам. Я всегда старалась быть лучше самой себя вчерашней, созидать, понимать, просвещать, нести слово русское с такой же честью и достоинством, как нес его Александр Сергеевич Пушкин!
Светлана Мамина.
Кстати
Книга «От Пушкина до меня» в 2022 г. вывела Славяну Бушневу в финал национальной литературной премии «Писатель года». А в этом году выйдет ее новая книга «Мы все по Пушкину родня». Она о том, каким великий поэт видел себя и каким видим его мы – современники.