27 апреля, 16+

«Конец света»: как бороться с отключениями электроэнергии?

Фото: freepik

Как перед потребителями отвечают сетевые организации, злоупотребляющие отключениями электроэнергии, в том числе ошибочными?

Никто не может безнаказанно игнорировать счета за коммунальные услуги. Начисляется пеня, штрафы, вас могут «отрезать». За подключение, погасив долги, придется снова заплатить. А какую ответственность несет поставщик электричества, отключающий добросовестных абонентов по ошибке?

Истина где-то рядом

Порой «конец света» приключается ни с того, ни с сего. Особенно обидно, если выясняется, что отключили вас от электроснабжения… по ошибке. Вот, к примеру, случай который пережила семья из Северского района Кубани.

— Пришли вечером с работы — электричества нет, — рассказал Геннадий Николаевич. — Стали мы с женой звонить на все доступные телефоны. В итоге уже утром выяснилось, что отключили нас… за долги. При том, что наоборот, была переплата!

Для того, чтобы ошибку исправили, земляку пришлось взять на работе отгул, посетить конторы энергетиков и от души поскандалить. Вместе с Геннадием Николаевичем мы попытались понять — а где собственно произошла ошибка, кто ее допустил?

Прежде всего, необходимо знать: с поставками электроэнергии связаны организации, наделенные разными полномочиями и функциями. По своей специфике они делятся на электросетевые и энергосбытовые. Первые занимаются эксплуатацией сети и передают электроэнергию — если счётчик не работает, провод оборван, то это к ним. Энергосбытовые компании занимаются платежами, заключают договоры с потребителями и ведут расчёты — если возникают вопросы по оплате, задолженности — это к ним.

Алгоритм ограничения должников следующий: «ТНС энерго Кубань» (энергосбытовая компания) принимает решение об ограничении и передаёт тех.заявку в электросетевую организацию, обслуживающую данный участок (в данном случае это РЭС — районные электросети). Получив заявку, мастера РЭС домовладение отключают. И подключают — если получают соответствующую заявку.

В ТНС по конкретному случаю объяснили, что «произошла ошибка» в РЭС. Однако в РЭС в свою очередь автором ошибки назвали специалистов ТНС. Истина, как в фильме «Секретные материалы», где-то рядом…

Отключенный абонент вернул электричество в дом, но идти дальше, требовать компенсаций он не стал — нервные клетки не восстанавливаются.

Овчинка и выделка

Организация, которая ошиблась, ничем не рискует, считает юрист Адвокатской палаты Краснодарского края Александр Макаров:

— Сатисфакция происходит в суде. Прежде людям, в соответствии с законом о защите прав потребителей, необходимо написать претензию в сетевую компанию. Мол, вы отключили свет, мы считаем, что вы нам причинили моральный ущерб — компенсируйте. Энергетики обычно отвечают: «Ничего не знаем». Следующий шаг — обращение в суд. Там потребителю придется доказать, что действительно не было электричества. При этом обычно подтверждающих актов нет, это никак не фиксировано. Энергетики и в суде могут придерживаться тактики: «Мы ничего не отключали». Даже если удастся доказать, что отключение было, это мало что даёт. Закон о защите прав потребителей позволяет взыскивать компенсацию морального вреда. Но эквивалент за сутки отключения может составить три-пять тысяч рублей. Гораздо больше потратить придется на адвоката. Надо ли это людям ?

Оптимистичнее на проблему смотрят в региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ. Эксперт Андрей Карлеба рекомендует перевести проблему в документальный формат.

А именно:

  • Во всех случаях звоните сначала в аварийно-диспетчерскую службу гарантирующего поставщика. Диспетчер обязан сообщить причину отключения либо принять заявку на ремонт и назвать её номер. Запишите номер, возьмите на контроль. Знайте, что срок исполнения по заявке — от 4 часов, максимальное ожидание по законодательству РФ не должно превышать 24 часа. Если у них данные «за неуплату», а у вас на руках квитанции, которые подтверждают отсутствие задолженности — пишите жалобу в абонентский отдел. Имеет смысл подавать жалобу и в прокуратуру, это увеличивает шансы на возмездие. «Ошибка» может стоить штрафа поставщику. Но убедитесь вначале, что правда на вашей стороне. К сожалению, немало случаев, когда после разбирательств выяснялось, что задолженность обоснованная. Люди не всегда понимают порядок начислений и расчетов, передачи показаний, вот и копят долги, не подозревая об этом.

Терпение, только терпение

Почему могут отключить электроэнергию и что делать, если это произошло. Разъяснения даёт министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края.

Причины отключения

1. Кратковременно — для профилактических работ.

2. Для планового ремонта электрооборудования или ЛЭП, а также для повышения надёжности электроснабжения вашего района. Объявления о плановых отключениях размещаются на официальных сайтах сетевых организаций, в соцсетях, местных СМИ, на дверях подъездов.

3. Нарушение в работе электрических сетей (аварийное отключение).

4. Задолженность. Прояснить ситуацию поможет звонок на номер телефона, указанный в счете-квитанции.

Что делать?

1. Выключите электроприборы, чтобы защитить их от возможных скачков напряжения.

2. Проверьте электрический щиток. Автоматический выключатель включен? Узнать причину отключения можно в ТСЖ или управляющей компании, а также по телефонам «горячих линий» сетевых организаций.

АО «НЭСК-электросети» (в зоне ответственности городские поселения Краснодарского края), телефон: 8-800-234-83-73.

ПАО «Кубаньэнерго» (в зоне ответственности сельские поселения Краснодарского края+ МО город Сочи), телефон: 8-800-100-15-52

Общекраевая «горячая линия» по вопросам ЖКХ: 8-861-259-67-57.

Светлана Лазебная

Читайте также: что делать, если затопили соседи — пошаговая инструкция.

Читайте также