7 ноября, 16+

От двух до пяти: семья, подрасти! Правительство всерьёз озаботилось проблемой демографии

Фото: senivpetro/Freepik

Поднять рождаемость помогут новые законы.

Существующие меры повышения рождаемости в России дают эффект, но их недостаточно. По данным Росстата, в январе-августе 2023 года число родившихся снизилось на 2,6% в сравнении с показателями прошлого года и составило 850,2 тыс. человек. По итогам года спад рождаемости составит уже 4,6%. По прогнозам, в ближайшие пять лет отрицательная статистика станет трендом. Чтобы изменить ситуацию, власти предложили меры, вызвавшие неоднозначную реакцию общества.

Политика пряника

Показатель рождаемости, по оценкам Совета Федерации, в нашей стране снижается с 2015 года. Семьи все чаще ограничиваются одним ребенком, и стимулирующие выплаты (даже солидные суммы материнского капитала) не особенно помогают. Об уменьшении доли россиянок, желающих иметь троих и более детей, сообщает и Росстат. Так около 70% женщин в ходе соцопроса заявили, что хотят не более двоих малышей. При этом коэффициент рождаемости вторых детей в России сегодня – всего лишь 0,46%. То есть из 10 семей с детьми лишь в четырех два ребенка или больше. Мало того, доля семей, не планирующих рожать более одного ребенка, увеличивается. Параллельно сокращается число женщин, которые хотели бы стать многодетными матерями, и растет доля тех, кто в принципе не хочет иметь детей.

Согласно опросу ВЦИОМ, почти половина женщин в России в ближайшие пять лет не хочет рожать. В качестве причин они ссылаются на плохое материальное положение, жилищные проблемы, боязнь за безопасное будущее ребенка.

Конечно же, такая тенденция не устраивает власти. Поэтому, выражаясь фигурально, политику пряника решили сочетать с методом кнута.

Как справедливо заметила спикер Совфеда Валентина Матвиенко: «Появление ребенка не должно приводить к снижению уровня жизни семьи, а наоборот, должно быть началом нового, более благополучного жизненного этапа».

Вдобавок к уже имеющимся программам поддержки предлагаются новые. В первую очередь они ориентированы на семьи с детьми с высоким потенциалом рождаемости – женщин и мужчин от 30 до 40 лет. В качестве преференций рассматривается возможная отмена НДФЛ, льготные программы ипотеки (ставка будет тем ниже, чем больше детей), а также модернизация маткапитала. Сейчас за первого и второго ребенка выплачивается федеральный маткапитал, а за третьего и последующих – региональный. В регионах с дефицитным бюджетом выплаты более чем скромные, поэтому федеральный центр, скорее всего, маткапитал возьмет полностью на себя… Но, кажется, «пряники» на этом заканчиваются.

Фото: jcomp/Freepik

Метод кнута

Тех, кто может рожать, но не хочет, государство намерено убеждать. Для этого создается законодательная база.

Во-первых, предлагаются меры, ограничивающие аборты. По статистике пятилетней давности, в нашей стране ежегодно регистрировалось 2,5 миллиона операций по искусственному прерыванию беременности. По информации Совфеда, к 2023 году число абортов в России снизилось на 25%, тем не менее цифры для государства тревожные. Население должно увеличиваться, только это поможет решить экономические проблемы и защитит страну от демографической катастрофы.

Скорее всего, аборты запретят проводить в частных негосударственных медучреждениях – соответствующий законопроект Госдума готовится рассмотреть весной. Тем временем в одиннадцати регионах местные власти уже начали запрещать и преследовать «склонение к абортам». С низкой рождаемостью решили бороться штрафами – до 200 тыс. рублей для частных клиник и 5–10 тыс. рублей для пациенток. В итоге в негосударственных клиниках Крыма, Татарстана, Липецкой области и некоторых других субъектов РФ практика абортов ликвидирована.

Во-вторых, с 2024 года в программу обязательного медицинского страхования (ОМС) включат отдельный тариф на диспансеризацию работающих россиян. Проводить ее обяжут работодателей. Безусловно, диагностика заболеваний на ранних этапах или предпосылок к ним очень важна. Но есть нюанс. «Мы предусмотрели в программе с отдельным тарифом диспансеризацию мужчин и женщин по оценке их репродуктивного здоровья», – цитирует ТАСС вице-премьера Татьяну Голикову.

В-третьих, обсуждается введение налога на бездетность. На этом фоне множатся «рацпредложения» по повышению рождаемости, вызывающие раздражение в обществе. Например, сенатор Совфеда от Челябинской области предложила ликвидировать систему «навязывания» девочкам высшего образования. Мол, пока девушка учится и строит карьеру, уходит время, максимально «пригодное» для родов.

Но можно ли заставить размножаться насильно? Нельзя не учитывать непростую геополитическую обстановку, постоянный рост цен и мнение самих женщин. У людей с не самым высоким доходом мысль о продолжении рода появляется не в первую очередь.

Видимо, правительству и законотворцам нужно подумать о других стимулах повышения рождаемости! 

Подготовила Светлана Лазебная.

Мы такое уже проходили

Аборты в СССР под запрет, каравшийся статьей УК, попали в 1936 году и были вновь разрешены в 1955-м. Подразумевалось, что нежеланные дети в Стране Советов в принципе не рождаются.

– Позорно было выходить замуж не девушкой и рожать без мужа, – вспоминает пенсионерка из Северского района Тамара Якимчук. – Жизнь такой женщины была сломана. В начале пятидесятых, я тогда девочкой была, хоронили молодую, красивую женщину, мать двоих маленьких детей. Она вдовой жила, муж погиб на стройке. Похороны и разговоры на поминках в память врезались крепко. Говорили, что покойница от кого-то забеременела и решила избавиться от плода сама. Страшно мучилась, но в больницу, чтобы не позориться, не пошла…

Страшно вспоминать, но бывали и случаи, когда женщины скрывали беременность и убивали новорожденных детей. От младенцев избавлялись не алкоголички – таких в станице просто не было. Обычные женщины, которые понимали, сколько детей они смогут поставить на ноги. Родить ребенка и сдать в детдом было немыслимо: несмываемое пятно позора на весь род…

Фото: freepik/Freepik

Запретить нельзя позволить?

Депутаты, врачи, правозащитники, общественники сломали немало копий в спорах о демографии и способах повышения рождаемости. Мы собрали подборку интересных мнений.

Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
«Аборт нравственно неприемлем. Военные действия, пандемия лишь усугубляют этот вызов, требуют консолидации усилий общества, религиозных общин, направленных на коренной перелом ситуации, связанной с низкой рождаемостью… Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщин. Как священнослужитель я свидетельствую, что аборт – это горе и трагедия для женщины и ее близких».

Депутат городской Думы Краснодара Александр Сафронов:
«Намного позитивнее влияло бы на желание людей иметь детей создание соответствующих условий. А у нас что? Элементарно посмотрите, сколько стоит иметь ребенка. В текущих социально-экономических условиях наличие второго ребенка в значительной степени гарантирует семье бедность. Трое детей – это погружение средней российской семьи в нищету…»

Руководитель Центра по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на Здоровье» Николай Чернышук:
«Как врач я понимаю, что запрет абортов невозможен. Как юрист я согласен с врачом, воля человека – закон для государства. Как человек я знаю, что прерывание беременности – это убийство будущего человека. Очень сложно поставить запятую в «запретить нельзя позволить». Введение налога на бездетность не поддерживаю – это штраф за то, что в семье нет детей. Но причины могут быть разные: и физиологические, и психологические. Применение силовых методов к повышению рождаемости – практика порочная и недопустимая. Стимулировать можно иначе – формируя позитивный образ многодетной семьи, повышая уровень жизни и создавая дополнительные социальные гарантии».

Самая многодетная мать России (20 родных детей) 73-летняя Валентина Хромых:
«Может, разрешить делать аборт после двоих-троих детей? Демография не очень, надо бы ее повышать, но и здесь нужно понимать, что алкоголичкам, наркоманкам и прочим асоциальным женщинам лучше не рожать. Совсем запрещать аборты нельзя: их должны делать по медицинским показаниям».

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:
«Никакие запреты, давление, кампанейщина, криминализация законодательства не могут и не смогут решить проблему абортов… Уже есть опыт – запрет абортов, который закончился печальными последствиями: это нелегальный рынок услуг, пещерное качество, рост женской смертности. Мы точно по такому пути не пойдем».

Глава комитета Госдумы по соцполитике Ярослав Нилов:
«Налог на бездетность я бы поставил в один ряд с инициативой о запрете абортов и уголовной ответственности за склонение к ним, а также о выдаче маткапитала только до 25 лет. В том же ряду – лишение возможности для бездетных девушек получать высшее образование и прочая масса «прорывных» решений. Остается только все семьи заключить под чуткий неусыпный контроль партий. И камеры в кровати. И штрафы за превышение норм пассивности. Кому интересно – налогу на бездетность в Союзе предшествовала мощная (и, в принципе, результативная) кампания по созданию социально-материальной базы для рожениц. А мы сейчас даже к единству стимулирующего инструментария доползти не можем. Но поди ж ты, давайте опять всех финансово нагнем. Дальше что? Налог на контрацепцию?»

Читайте также