2 мая, 16+

На каких черноморских курортах туристов не хватает, а цены ниже?

Фото: wayhomestudio/Freepik

Плюсы и минусы отдыха на «маленьких» курортах Краснодарского края.

За первую половину летнего курортного сезона Краснодарский край принял 4,1 млн отдыхающих. Турпоток, по данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, сохраняется на уровне прошлого года. Черноморские курорты сейчас заполнены на 87%, Азовского побережья – на 80. Сорвать сезон не смогла даже стихия. Открылись пляжи, закрывавшиеся по санитарным нормам. И снова в интернете появились фотографии и видео толп на пляжах центральных курортов. Кажется, что людям буквально стоять негде, не то что комфортно плавать. Куда же податься любителям спокойного, размеренного и недорогого отдыха?

Ностальгия и сельпо

В этом феномен нашего региона. Крупные города Черноморского и Азовского побережья у всех на слуху. Но общая длина береговой линии в крае составляет 740 км. И, кроме трендовых Сочи, Геленджика, Анапы, есть небольшие посёлки, станицы и хутора, о которых даже не все жители Кубани знают. Там туристов… не хватает! И цены на отдых всегда были существенно ниже.

Слышали ли вы, например, про местечко Макопсе? Люди жили здесь ещё с каменного века. Сейчас здесь около двух тысяч жителей. Для любителей спокойного, размеренного отдыха — подходящий вариант.

В документах 1923 года местную общину упоминали как село. В 1945 году Макопсе включили в состав Лазаревского района, а спустя двадцать лет присвоили статус внутригородского микрорайона в составе города-курорта Сочи.

Территориально село делится на две части. Верхнее Макопсе раскинулось в горной местности и считается более престижным. Несколько санаториев, детский лагерь, кафе. Нижнее Макопсе находится в прибрежной части и выглядит совсем иначе. Самое крупное здание, заметное издалека, — пансионат, построенный в советские времена. Тогда он считался градообразующим предприятием. Там и сейчас теплится жизнь, но следы упадка очевидны.

Чтобы спуститься к пляжу, приходится преодолеть ж/д путь, но сам пляж чистый и приятный. Навесы, лежаки, кафе, душ, раздевалки. На стенде объявления, зовут на экскурсии – от джипинга и луна-парка до подводного погружения с аквалангом.

Вечерняя прогулка по окрестностям пробудит в вас ностальгию. Именно на это время приходится пик курортной активности. Своих развлечений, кроме моря, тут нет. Но имеется «культурно-развлекательный центр» — так прозвали маленький пятачок, на котором компактно разместилась пара приземистых магазинчиков типа сельпо. Вообще, СССР поневоле вспоминается здесь на каждом шагу.

В «сельпо» есть все — от тапочек до осетровой икры, но цены отнюдь не коммунистические, на 30-50% выше краснодарских. Тут же местные бабушки продают овощи и фрукты. Но вечерами народ сюда стекается не только за покупками. Поют цикады. Воздух чистый, кружит голову без всякого вина. Вокруг платаны, кипарисы, пальмы. К полуночи округа засыпает и наступает полная тишина.

Что портит настроение

От Краснодара до Макопсе — 212 км. Добраться можно на электричке. Если отправляетесь в путь на своей машине, дорога будет приятной: гладкое шоссе, красивые пейзажи. Проехать надо будет через Туапсе и Джубгу, о которых вы, конечно, слышали. А дальше встретите незнакомые для большинства названия: Шепси, Магри, Вишневка… Всё это места, где можно найти хорошие варианты для отдыха.

Головинка также территориально относится к Сочи.

— Каждый год я езжу туда с детьми, — рассказала жительница Краснодара Галина Гутова. — Посёлок находится между Сочи и Лазаревским, но скоростная «Ласточка» «Краснодар-Адлер», поезда дальнего следования на таких маленьких станциях, как наша, не останавливаются. Добраться можно на электричке «Туапсе-Сочи». Это неудобно, особенно если люди приехали с багажом и детьми. В то же время преимущества отдыха здесь очевидны: размещение доступное, продукты по ценам Краснодара, ухоженный пляж и очень мало людей.

И в Туапсинском районе есть бюджетные места — да и всюду на побережье, стоит лишь отлониться чуть в сторону от «центраоьных» курортов. Москвичка Елизавета Данилова с мужем и ребёнком оказалась в пандемию в Ольгинке. Обычно семья отдыхала на иностранных курортах. Но из-за ограничений по коронавирусу решили поискать что-то с минимальным количеством толп, на родине.

— Ребёнок маленький, мы специально подбирали маленький городок, — рассказала Елизавета. — Жилья сдавалось очень много, выбрали гостевой дом, условия понравились. Порадовали кубанские продукты — фрукты, овощи, ягоды, вино — дешёвые и по-настоящему вкусные, в столице таких нет. Но, хотя море, природа красивые, все-таки настроение портят печальный брошенный самострой, общепит формата «шалман». Расслабиться и насладиться беззаботностью у меня не получилось.

В последний раз на нашем побережье москвичка была в начале 90-х. С тех пор, по её словам, мало что изменилось — в отличие от Геленджика (недавно семья там побывала по приглашению друзей). Город приятно удивил красотой, благоустроенностью, комфортом. И неприятно — ценами.

Сервис как в СССР

Пандемия и последние два лета подсветили проблему, о которой давно уже говорили. Активно развиваются у нас крупные курортные города. И это здорово! Но и прекрасные маленькие местечки нуждаются во внимании. Ведь, даже зная о существовании Макопсе, Дедеркоя и Якорной щели, не всякий турист туда поедет — развлечений маловато, логистика сложная. Часто и сервис как в СССР, что не всем, конечно нравится.

Есть и законодательная проблема. Гостевые дома как вид бизнеса не всем оформить легко. Нужно соблюсти ряд правил и условий, а не всем владельцам домиков у самого синего Черного моря это под силу. Это сопряжено с оформлением множества бумаг, заключением договоров, фиксацией доходов, оплатой налогов. Другой путь — стать самозанятым, но это также не всем подходит. Попробуйте объяснить это все, например, одинокой старушке, которая хочет недорого сдать комнату.

— В советские времена частный сектор был мощнейшей частью туриндустрии. Причем организацией такого отдыха занимались на всех уровнях отрасли, — считает эксперт в области туризма Константин Горшенёв. — Перед началом сезона «квартальные» и старшие по дому в прибрежных городках и поселках обходили всех жителей, узнавали, кто готов сдавать угол, комнату или дом? Эта информация отправлялась в отделы по туризму. Таким образом становилось известно, какое количество койко-мест имеется в наличии, соответственно, сколько можно принять отдыхающих. Помимо того, в качестве средств размещения летом использовались и школьные залы. Это было очень удобно, так как при них всегда были столовые. Такой отдых считался вполне комфортным.

Кроме этого, работали дома культуры, кинозалы и летние кинотеатры, танцплощадки. Везде висели объявления о проводимых мероприятиях. Досуг был обеспечен. Кстати, многие туристы приезжали на побережье вполне организовано. Группы формировались в разных городах Советского Союза. Их встречали в аэропорту, на ж/д вокзалах, везли в курортные поселки и размещали. Бухгалтерия была четкая. Оговоренная с собственниками квартир сумма шла в казну, а то, что квартиросдатчики накручивали сверху, шло им в карман и считалось законным заработком.

Сегодня государство стимулирует людей зарабатывать самостоятельно, что неплохо. Но с другой стороны, такое дистанцирование имеет очевидные изъяны. Далеко не все средства размещения учтены, а значит, большая часть доходов находится в тени. Безусловно, это не идёт на пользу ни людям, ни маленьким курортам.

Светлана Лазебная

Читайте также: «заболеет» ли Чёрное море? Экологи рассказали, какими будут последствия разрушения плотины Каховской ГЭС.

Читайте также