11 мая, 16+

Дисциплина и порядок спасали жизни нашим бойцам: воспоминания ветерана

Николай Саввич Харченко. Фото: Иван Бойко

С ветераном Великой Отечественной войны из станицы Калниболотской Николаем Саввичем Харченко я встречаюсь всегда с огромным удовольствием. В свои 96 лет он довольно бодр, отличается жизнерадостностью и редким радушием.

Поражает его умение прекрасно  вести домашнее хозяйство. Во дворе на ухоженных клумбах благоухают цветы, образцово сформированы виноградные кусты и плодовые деревья. В идеальном порядке хозпостройки. И все это  дело заботливых рук ветерана  и его  жены Татьяны Ивановны.

– К полезному труду, – рассказывает Николай Саввич,– я привык с детства. Ухаживал за домашними животными, огородом занимался, а в 14 лет начал работать в колхозе. Началась тогда война, почти все мужчины ушли на фронт. Мы, подростки,  заменили их и в полеводстве, и в животноводстве. И когда меня в 17 лет призвали в Красную армию, я не боялся никаких трудностей. 

А их много пришлось испытать станичному парнишке в  жестоких боях с бандеровцами в Закарпатье. После каждой операции красноармейцы теряли часть своих бойцов. Бандеровские шайки, напичканные  вдоволь немецким  оружием и боеприпасами, хорошо зная каждую тропинку в лесах и горах,  действовали дерзко и  изощренно против молодых, не обстрелянных на фронтах солдат. Поражала их звериная жестокость. Не щадили они ни стариков, ни детей. А особую ненависть проявляли бандеровцы к красноармейцам. Потому даже на городскую почту  за посылками они ходили строем.

Не раз приходилось сталкиваться с неожиданными засадами фашистов. Хотели они омрачить и празднование Победы.  9 мая 1945 года до части, в которой служил Николай Харченко, дошло сообщение о капитуляции Германии. На центральной площади города командование  решило провести митинг. Радостные советские военнослужащие двинулись к этому месту. И могла случиться беда, но наши  разведчики обнаружили замаскированных в стоящих рядом с площадью  костелах бандеровских пулеметчиков и после удачно проведенной операции уничтожили их.

Командование заботилось о сохранности жизни молодых солдат. Их постоянно предупреждали о предполагаемых вылазках бандитов, запрещали самостоятельно выходить за пределы части, строго наказывали тех, кто нарушал это требование. Благодаря  таким разумным мерам и железной дисциплине удалось спасти жизнь многим нашим бойцам.

Но молодость свое брала даже в условиях войны. Хотелось погулять в городе, пообщаться с местным населением. И отдельные  молодые солдаты срывались, уходили в самоволку, а потом попадали в беду. Но младший сержант Савченко не помышлял об этом.

– Не трудно ли было вам  в 17–18 лет удержаться от городских соблазнов? И не жалеете ли вы о потерянных возможностях свободной мирной жизни?

– Я не задумывался тогда особо о каких-то развлечениях, – ответил он, – может, потому, что дома мы все время были заняты работой. А развлечений никаких не было. Да и, несмотря на молодость, понимал значение воинской дисциплины и порядка. Я служил в Вооруженных Силах СССР с 1944 по 1954 год и всегда прислушивался не только к советам командования, но и  старших товарищей.

Потому армия мне многое дала. Там я  научился организованности, самодисциплине. Да и знания получил неплохие. Вначале окончил сержантские курсы. А когда мне предложили выучиться на санинструктора, я по совету  друга принял это предложение. И не пожалел. Узнал многое я тогда из области медицины. Эти знания мне пригодились и в армии (на советской военно-морской базе в Финляндии), и на гражданке. Мне хотелось и дальше учиться, стать врачом. Но не пришлось. 

Вернулся после демобилизации в станицу. В 28 лет  уже поздно было школьную программу осваивать. Поработал  на местном инкубаторе, штурвальным в колхозе. А потом окончил курсы шоферов и до пенсии трудился водителем в УСПР.

– Но я всегда ценил по-настоящему образованных людей. И сейчас, встречаясь с молодежью,  я настраиваю ее на серьезную  учебу, на получение нужных для семьи и страны профессий, – сказал ветеран.

Николай Саввич, несмотря на солидный возраст, принимает участие в важных станичных мероприятиях, беседует со школьниками и всегда радуется встречам со станичниками, которые уважают его за мудрость, прозорливость, скромность и   оптимизм.

Иван Бойко, краевед. 

Читайте также