23 апреля, 16+

Вынужденные переселенцы из новых регионов России: «Верим, всё наладится!»

Фото: вынужденные переселенцы проводят субботник на базе отдыха «Здоровье»

Анапа приняла около 9 тысяч жителей Херсонской и Запорожской областей, вынужденно покинувших свои дома. Люди временно размещены в санаториях, пансионатах и домах отдыха. Условия комфортные, питание бесплатное. А что потом?

Большинство пока не планирует возвращаться домой – часто уже и некуда. Более 200 семей вынужденных переселенцев получили жилищные сертификаты для покупки жилья. На выбор четыре региона, включая Краснодарский край. Но во многих случаях старт в новую жизнь откладывается. В чем проблема? Мы побывали в трёх пунктах временного размещения (ПВР) на базе анапских здравниц и поговорили с людьми.

«Лучше не возвращайтесь»

В пансионате «Высокий берег» 192 вынужденных переселенца, плюс два ребенка до года. Пообщаться согласились трое. («Без фотографий и фамилий», – такое условие ставили и все другие наши собеседники).

Вячеслав и Татьяна – супруги из Запорожской области, у них трое сыновей. В начале октября в школе семье дали путевки на отдых в Анапе. Приехали, да и застряли. Статус беженцев не получить, жилищный сертификат не положен, и назад пока вернуться нельзя.

– Мы жили на российской стороне, в 20 км от Энергодара, – рассказал Вячеслав, – а за Днепром стояли украинские войска. Обстрелы не прекращались. Родители остались в посёлке, звонят: «У нас все хорошо, но не вздумайте возвращаться!». И мы не хотим. В Анапе тихо, спокойно, я впервые увидел, что тротуары пылесосят! Такая мирная картинка… В глазах защипало.

Семья получила по 10 тысяч рублей соцпомощи (на каждого) и с этим капиталом строит планы. Загвоздка в паспортах. Заявления о вступлении в российское гражданство супруги подали ещё в августе. Когда паспорта, наконец, получат – оформят вид на жительство, будут устраиваться на работу. Жильё придется снимать.

Консультационный центр. Здесь людям помогают заполнить нужные документы.

– Я автослесарь, супруга кондитер, – продолжает Вячеслав. –

Артиллерия предприятия «покоцала», работы дома не было, огород кормил. Здесь возможности для жизни в разы лучше.

Вячеслав с грустью рассказывает о большом доме. Много лет копили, в прошлом году купили… Но дети дороже.

Татьяна мужа поддерживает.

– Работы мы не боимся, устроимся. Главное, кончился ужас с обстрелами. Сердца не хватало за мальчишек волноваться. В школу их приняли, но ещё много «заморочек», разобраться в которых нам сложно. Например, не удаётся пока подтвердить статус многодетной семьи, чтобы пользоваться российскими льготами.

Мария Дорофеева, волонтер в ПВР на базе отеля «Боспор». Она принимает заявки на гуманитарную помощь.

Спать спокойно – счастье!

– Я Лена, жила на правом берегу Херсона, – представилась ещё одна наша собеседница из «Высокого берега». – Нас бомбили, в нас стреляли. В соседний подъезд попало. Цела ли моя квартира, уже не важно. Мы эвакуировались с мамой, мужем и сыном, возвращаться не собираемся. Нас там не ждут – в глазах оставшихся мы предатели.

Лена и ее семья получили по 10, затем по 100 тысяч рублей «подъёмных», занимаются оформлением документов для получения жилищных сертификатов. Бумажная эпопея затянулась, ребенок тем временем пошел в 9-й класс местной школы.

– До сих пор в приятном шоке, насколько она современная и благоустроенная, – делится Лена. –

В классе сына приняли хорошо, друзья появились, но с учёбой сложно. Русский язык в садике и школе у нас не учили. Читать умеет, а писать по-русски – нет. Другие відмінки (падежи) и грамматика. Как сдаст ОГЭ?! В нашей семье это больная тема, все вместе уроки учим.

А работу Лена уже нашла. Пока неофициально. Она парикмахер, а хорошие мастера нужны. Как только документы будут готовы…

– Всё наладится, – верит Лена. – Я сильнее стала. Сил прибыло, потому что сон наладился. Много месяцев мы с мужем спали вполглаза, прислушиваясь, готовые в любой момент бежать, прятаться. Спать спокойно – счастье! Но по-прежнему нервно реагируем на самолеты и резкие звуки. Муж шел по улице, а ребята играли в футбол и мяч в железный забор попал: ба-бах! Он упал на землю и закрыл голову руками – рефлекс стойкий.

Нельзя бросить друга

База отдыха «Здоровье» приняла 190 человек. Все с животными. В других пансионатах не принимали, а здесь к людям, не бросившим питомцев, отнеслись с пониманием. За полтора месяца из спокойных неконфликтных интеллигентов сложилась коммуна. На субботники выходят, к Новому году программу готовят и ёлку уже нарядили. В основном здесь переселенцы с правобережья Херсона и области, несколько человек с Запорожья. Многие до последнего отказывались уезжать.

– Я только устроилась на работу мечты в медцентр, – поделилась Настя. – И вдруг объявили, что всем сотрудникам надо срочно эвакуироваться. Я отказалась. У меня Гром, пёс породы курцхаар, он 35 кг весит. А ещё кот.

Так и другие. Для кого-то кошка – член семьи, пёс – друг. Но подоспело специальное разъяснение: «С животными – можно!»

Кася и ее хозяин приехали из Херсона.

Добирались более полутора суток: катером через Днепр, автобусом, поездом, снова автобусом… Сопровождали, помогали сотрудники МЧС – им коллективное «спасибо».

– Мы из Херсона, участвовали в референдуме за вхождение в состав России и уезжать не хотели, но выбора не было. Эмоционально очень тяжело. Оставаться небезопасно и полная неизвестность – куда едем, надолго ли? – говорит Татьяна. – Оказались в Анапе. Привезли к отелю, но нас с котами не принимают. Стою, таблетки глотаю. Из-за обстрелов сердце пошаливает. Подошёл сотрудник мэрии: «Мы вас всё равно устроим, не переживайте». Спустя несколько часов нас заселили в «Здоровье». Тишь, благодать, розы… Разрыдалась! Примчалась девушка-психолог, успокоила, но ещё неделю глаза были на мокром месте.

В чистоте и не в обиде

Душой дома, а в настоящем, несмотря на отличные условия, заботу персонала, не оставляло ощущение зыбкости.

– Но давно известен рецепт: работа. Те, кто не нашел чем заняться (помимо оформления документов и беготни за соцпомощью), неспокойны до сих пор, – считает Татьяна.

Как минимум треть постояльцев «Здоровья», и «собачники», и «кошатники», выходят на большие субботники по уборке окружающей территории. Во-первых, хоть и выгуливают собак хозяева с пакетиком в кармане, конфузы случаются. Во-вторых – шторма выносят на пляж мусор. Потом устраивают… танцы с живой музыкой.

Труд помогает отвлечься. Люди живут в полном согласии с руководством базы и друг с другом. Просят грабли и веники. Чистят газоны, подметают дорожки. В чистоте жить приятнее, считают «коммунары».

Острый вопрос: чем кормить животных? – тоже решают. На кухне идут навстречу. Плюс, работает взаимовыручка. Кто-то получил соцвыплаты, делится. Звери не голодают. Да при таких хозяевах это и невозможно.

Другая Татьяна, также из Херсона, – педагог, стаж работы в дошкольном образовании 19 лет. Она взяла под опеку всех детей на базе от 3 до 7 лет. Развитие речи, чтение, аппликации… Дети заняты. Родители могут больше времени посвятить сбору «бумажек».

К сожалению, абсолютно все жалуются на сложности с оформлением выплат, разнообразных справок, российских паспортов и сертификатов. Из-за этого пребывание в пансионатах затягивается. А так хочется уже определённости и своего угла.

Не всё так просто

Документы, жилье, работа – вопросы, требующие терпения, времени… Люди верят, что всё разрешимо. И благодарят за поддержку Кубань и Анапу. Да, приходится порой выслушивать: «Кто вас звал? От вас одни проблемы».

– Не стоит серьёзно к таким выпадам относиться, – считает Вячеслав из Запорожья. – Никто не виноват, что так получилось и мы приехали. Обычные люди ничего не решают. Просто… каждому хочется жить.

Намного больше сочувствующих. На днях в «Высокий берег» пришла женщина: «Есть ребятишки лет пяти?». Отвела двух деток в магазин, одела с ног до головы.

Вынужденные переселенцы отмечают исключительную заботу сотрудников пансионатов. Кормят трижды в день, бесплатно, разнообразно и вкусно, номера комфортные. Благодарят работников администрации Анапы и волонтёров, вникающих в бытовые проблемы, оказывающих психологическую и информационную помощь. Но в том, что касается оформления документов, – полный иногда беспросвет. Помогают специалисты мэрии, ПФР, МФЦ, миграционной службы, но у многих «воз и ныне там». Переселенцы из Херсонской области связывают это с тем, что административный центр вместе с архивами переместился в город Геническ. И, говорят, не вся документация уцелела. Собрать по запросам необходимые справки чрезвычайно сложно, а без них легализоваться, воспользоваться гражданскими правами невозможно.

В пансионате «Боспор» мы приняли шквал вопросов, на которые люди не находят ответов. Запросы от нескольких человек, попросивших помощи и содействия редакции в разрешении конкретных проблем, мы направим в Приёмную Президента РФ в Краснодарском крае. Надеемся, что все сложности временны и преодолимы, и новые россияне смогут, наконец, просто жить, – наслаждаясь каждым днём под мирным небом.

Светлана Мамина

Читайте также: гуманитарный груз от «Моей Околицы» доставлен в Донецк.

Читайте также