20 апреля, 16+

Герои нашего времени: 77-летие Победы ветеран Петр Колесник встречает в 100 лет!

П.М. Колесник. Фото: Г. Саенко, газета «Вперед», Кущевский р-н.

Помним, любим, ценим! Слова огромной благодарности услышат в День Победы участники и ветераны Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше их остается рядом с нами. Среди них есть те, кто встретит 77-летие Победы в 100 лет! Меньше месяца назад, 11 апреля вековой юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, один из старейших казаков Кубанского казачьего войска из станицы Кущевской Петр Маркович Колесник. Он — настоящий герой и удивительный человек!

С песней — до ста!

Внуки, правнуки, праправнуки… Весь район поздравлял Петра Марковича со столетием. Именные поздравления он получил от Президента России и губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьева. “Искренне гордимся тем, что на нашей кубанской земле есть такие люди. От всей души желаю нашему ветерану крепкого здоровья и бодрости духа! Низкий поклон Петру Марковичу!” — написал Вениамин Кондратьев в своем Telegram-канале.

Петр Маркович окружен вниманием и заботой. Казалось бы, что еще нужно человеку столь почтенных лет? А ведь есть еще много чего! Он много общался с детьми, с молодежью, рассказывал много разных историй — о войне, о жизни, о себе и своих друзьях-однополчанах. С ребятами легко находит общий язык. А им интересно, живой участник боев, не из книжки! И ему приятно — чувствует, что нужен, а это дает силы жить. Много гостей встречал в своем гостеприимном доме. Сейчас здоровье стало подводить. Волнение ни к чему. Ну, еще бы, всего-то сто лет исполнилось!

Рассказывают, не расставался Петр Маркович с песней, с радостью участвовал в выступлениях народного хора. Раньше, пока здоровье позволяло, его часто можно было увидеть на различных мероприятиях от Совета ветеранов и казачества.

“Демьяныч, я газеты еще вовсю читаю!”, — хвалился Колесник председателю Совета ветеранов района Анатолию Демьяновичу Дроню. Зрение и слух, несмотря на почтенные годы, Петра Марковича не подводили. С ним всегда есть о чем поговорить. Неунывающий, жизнелюбивый, просто пример оптимизма.

П.М. Колесник в день своего 100-летия. Фото: сайт администрации Кущевского р-на.

Медаль “За Отвагу”

Петр Маркович — один из старейших казаков Ейского казачьего отдела и Кубанского казачьего войска. Родился на Украине, в большой казачьей семье, где было еще 9 сестер и два брата. Дед служил священником на «Авроре». Отец – казак, “настоящий кузнец, который мог не только лошадей подковать, но и колеса на тачанке подремонтировать и многое другое”. В 40-м году призвали молодого Петра в школу младших командиров в Херсоне. А через два месяца началась война. Из расформированной школы он попал в артиллерию. В боях под Севастополем полк, где воевал Петр, очень пострадал. Перевели солдата в парашютно-десантный.

Помощнику атамана Ейского отдела Кубанского казачьего войска Елене Пустовой Петр Маркович рассказал, как тяжело было при форсировании Днепра, как бомбили переправу немцы и как его с другом Григорием Прилепским отправил командир на разведку, а они, пройдя 17 километров, обнаружили немецкие части, увидели стоявший груженный ящиками со снарядами «студебеккер» и уже на нем вернулись в расположение своей части. За этот подвиг Петр Колесник был награжден: на парадной черкеске ветерана красуется медаль «За Отвагу».

Как я брал снайпера

Интересную историю рассказал Петр Маркович Колесник корреспонденту газеты “Вперед” Кущевского района Наталье Зубковой.

“Как-то раз командир вызвал нашу группу из десяти человек и дал задание: на территории города Витебска расположен крупный немецкий штаб. В укрытии сидит вражеский снайпер — устранить противника! Ночью высадили нас на вражеской территории. Первым прыгнул я. И попал в котлован. Все смешалось в ту минуту, но помню, как мы подстрелили двух немцев. Но и наших парней много полегло. Дела плохи, думаю. Спрятал парашют, забросал себя снегом. Сердце ушло в пятки, когда около ближайшего оврага раздался лай немецкой овчарки.Сбилась она со следа, к моему счастью.

На вторую ночь выбрался я из укрытия. Кругом — ни души. Осмотрелся, нашел тропинку, ведущую в лес. Пришлось побегать, чтоб греться, да так, что маскхалат порвался, цепляясь за можжевельник. А в мороз колючки шибко жалят. Решил передохнуть в обнаруженной коряге.

По оговоренному отрядом плану только на третьи сутки нужно было вернуться на обозначенное место рядом с немецким штабом. И вот штаб. За невысокой стенкой расхаживал барином караульный. Я подкрался и снял часового.

Дальше, перебегая от дерева к дереву, я приостановился около одного. Рука нащупала железную пластину, которая словно вросла в ствол.. Кровь ударила в голову: рядом человек! Я поднял глаза и увидел закрепленные над стволом ели веревки. Стал подниматься и — вот диво! — одеяло. Свернувшись, в нем спал человек. Да так сладко, похрапывая. Рядом — винтовка. Вот так встреча! Тот снайпер, который не давал нашим прохода, оказался в столь уязвимом положении. Рукой его слегка тронул, а тому хоть бы что! С финкой в зубах, одной рукой держась за ствол, я резко откинул покрывало. Тут только нацист растормошился. Я ему финкой показываю: зашумишь — не жилец! А пока пока мы общались на немом языке, замотал незадачливого снайпера. Тот лежит, да так покладисто! Как героиню Гайдая, запеленал я его в одеяло. А сам быстро слез на землю.

И давай расшатывать дерево — языка-то на землю надо спустить каким-то образом. Удивительно, но пленник стал помогать мне. Шатали вместе, пока тот не свалился. Мне повезло: глубокой ночью ветер уносил треск дерева не в немецкую сторону, и нас не засекли. Сыграл на руку и случай с часовым. Взлетевшая птица могла привлечь внимание. Шел я с пленником в полном молчании.

В нашем штабе я передал языка. Там нашли, как расшевелить немца. Оказывается, снайпер охотно разговаривает… на чистом русском языке! Изменник таился на том дереве.”

Война для солдата Колесника закончилась уже в городе Кенигсберге. Демобилизовался в 1946-ом и отправился с другом Гришей в Кущевку. Здесь и встретил свою казачку — Раису. Повенчались. Более 60 лет они были вместе, воспитали сына и двух дочерей. Всю послевоенную жизнь Петр Колесник работал в сельском хозяйстве.

Спасибо вам, Петр Маркович, за Победу! Живите долго и счастливо!

Материал к публикации подготовила Наталья Иваненко.

Читайте также: «Епистиния Степанова: «Когда вам будет плохо, вспоминайте меня, и ваше горе отступит перед моим горем».

Читайте также