26 апреля, 16+

«В памяти остался несмолкающий гул самолетов»: воспоминания детей войны

Страшно, холодно и темно — эти три слова достоверно описывают ужасы войны. Мне пришлось их пережить в самом раннем возрасте.

Мне было два с половиной года, когда фашисты захватили мою станицу Калниболотскую. Какое стратегическое значение имела для немцев станица, которая находится в глуши степей? Не знаю. В моей памяти остался несмолкающий гул самолетов, которые сбрасывали бомбы. Бабушка моя, заслышав его, быстро меня хватала и бежала прятаться в погреб, который был во дворе. Туда и соседи прибегали.

А когда бабушка не успевала, она закутывала меня в свою телогрейку и прятала под кровать. Мне это не нравилось, я сопротивлялась и плакала. Там было холодно, темно и страшно. Не знаю, может, после этого я всю жизнь темноты боюсь? Сколько было сброшено бомб, трудно представить. Воронки по всей земле были ещё долго после войны.

К концу войны мне исполнилось пять лет. Помню хорошо, как у нас дома собирались фронтовики, папины друзья. Мой папа, Алексей Яковлевич Харченко, был тяжело ранен под Москвой. Долго лечился по госпиталям и вернулся домой инвалидом. Я мало понимала, о чём были их разговоры. О войне, конечно, говорили.

Папа научил меня многим стихам. Я знала наизусть Маяковского, гимн Советского Союза. Меня ставили на табуретку, просили: «Давай, Люсенька!» Я с выражением читала, все хлопали.

А про День Победы помню, что плакали все. Каждый потерял родных, близких, друзей. У моей бабушки было три сына. Двоих убили на фронте, папа вернулся живой, но долго не задержался на этом свете.

Л.А. ПЕРЕПЕЛКИНА, г. Краснодар.

Читайте также: герои нашего времени — 77-летие Победы ветеран Петр Колесник встречает в 100 лет!

Читайте также