29 марта, 16+

Ловушка для покупателя: раскрываем хитрые уловки, заставляющие вас тратить больше денег в магазине

Мало того, что цены в продовольственных магазинах растут не по дням, а по часам, так еще и торговые сети изобретают все новые и новые хитрые приемы, заставляющие покупателей тратить как можно больше денег. Как не разориться при походе в супермаркет? Избежать лишних трат поможет умение распознать главные маркетинговые уловки производителей и продавцов.

Полки простые и «золотые»

Выкладка товаров на полках — самый простой и незатейливый способ манипуляции. Самые дорогие продукты и бытовые товары словно по волшебству бросаются в глаза и просятся в руки. Все дело в «золотых» полках, расположенных на уровне глаз покупателей и на высоте, не требующей от тех ни нагибаться, ни тянуться вверх.

На ближнем краю полки обязательно будут разложены товары, которые магазину нужно как можно быстрее распродать: продукты с истекающим сроком годности или лакомства по явно завышенной цене. При этом недорогая и более свежая альтернатива этим товарам находится совсем рядом. Но за ней непременно придется тянуться, сгибаться в три погибели или просовывать руку поглубже к концу прилавка — там, как правило, прячутся самые свежие молоко, сметана или консервы.

А вот с товарами для детей ситуация противоположная. Сладкие батончики, мармеладки, соки и шоколадные яйца с игрушками внутри выложены на нижних полках, чтобы малыш непременно на них наткнулся и начал канючить, выпрашивая вредное и ненужное лакомство. Родителям, как правило, бывает проще купить шоколадку, чем терпеть детские капризы. 

Скидка — двигатель продаж

Еще одна излюбленная уловка торговых сетей — заранее объявить очень привлекательную большую скидку на какой-нибудь популярный товар. И это вовсе не попытка сбыть неликвид, ведь по сниженной цене действительно можно купить хорошие и нужные продукты или бытовая химия. «Фишка» в другом: увидев рекламный баннер или листовку с предложением купить за полцены мясо, фрукты или сахар, люди отправляются за ними в магазин, а попутно захватывают с прилавков еще пару десятков товаров. Ну, раз уж потратили время и приехали, так почему бы не купить еще что-нибудь нужное, а порой и ненужное? Благодаря скидочным акциям супермаркеты могут легко удвоить дневную выручку и перекрыть все убытки от снижения цены на пару-тройку товаров со скидками.

Больше — не значит лучше

«Два по цене одного», «3+1» — такие таблички часто оказываются рядом с самыми разными товарами. Выгодные предложения с «плюсами» побуждают не только покупать то, что вы не планировали, но и в бóльших количествах, чем нужно.

Стоит подумать, действительно ли вам прямо сейчас нужны три бутылки кетчупа или четыре пачки макарон. Проверьте сроки годности и оцените свои потребности. Возможно, продукт испортится раньше, чем вы успеете его съесть.

Есть еще одна маркетинговая уловка, благодаря которой мы покупаем больше, чем требуется. Нам подсознательно кажется, что большая упаковка — самая экономичная, а товар в ней дешевле. На самом деле это далеко не всегда так. Как правило, большая пачка стирального порошка или сахара в пересчете на килограммы будет стоить столько же, сколько товар в маленькой упаковке. Если по-настоящему хотите сэкономить, не поленитесь открыть в телефоне калькулятор и пересчитать. 

Доплата за «пользу»

Прекрасный способ продать мясо, молоко или хлеб по завышенной цене — прилепить на него ярлычок с надписью «эко», «био» или «фермерский продукт». В большинстве случаев такая наклейка ничего не значит, ведь в России нет государственных стандартов маркировки эко- или биопродукции. А вот спрос на более натуральную и качественную еду есть. Покупатель все равно не может проверить соблюдение каких-то стандартов на производстве, так что выбор дорогого «биохлеба» или «фермерского молока» — как покупка лотерейного билета. Такая наклейка может быть обычной маркетинговой уловкой, а может и означать, что добросовестный производитель действительно придерживается высоких стандартов качества. Только рядовой покупатель так и не узнает наверняка, выиграл он в эту лотерею или проиграл. 

Единственное понятие, закрепленное в нашей стране законодательно, — «органический» продукт. Маркировать товары значком с белым листком на салатовом фоне имеют право только производители, соблюдающие высокие стандарты, прошедшие сертификацию и включённые в реестр Минсельхоза.

Что поможет сэкономить: советы психолога 

1. Отправляйтесь на шопинг только после сытного обеда. Хождение между прилавками с деликатесами на голодный желудок обычно завершается переполненной корзинной у кассы.

2. Не ходите за покупками с маленькими детьми. Нет такого ребенка, который увидел бы шоколадку или игрушечную машинку и не захотел ее купить, резко увеличив итоговую сумму в чеке.

3. Заранее составляйте списки продуктов и товаров для дома. Находясь у себя дома, человек ясно осознает, что ему действительно необходимо и рассчитывает сумму, которая для этого понадобится. В магазине же покупатель теряется и сметает с полок все, что кажется нужным.

4. Большая тележка = большие траты. Пустое пространство тележки вызывает психологический дискомфорт и желание поскорее его заполнить.

5. По пути к кассе постарайтесь обходить стороной специальные преграды — большие коробки с ходовым товаром. Продавцы знают, что люди склонны совершать импульсивные покупки, если товар выставлен прямо на дороге.

6. Всегда берите с собой ровно столько денег, сколько можете себе позволить потратить на сегодняшний список покупок. Тогда искушение купить лишнее точно не возникнет. 

7. Возьмите с собой в супермаркет спутника – доказано, что одинокий человек больше расположен к покупкам и проводит в магазине больше времени.

Елена Шумовская.

Читайте также