25 апреля, 16+

Страховка от ЧП: как защитить жилье и имущество от наводнений и пожаров?

Недавнее катастрофическое наводнение в Краснодарском крае, во время которого сотни людей остались без жилья, а тысячи потеряли ценное имущество, вновь всколыхнуло разговоры о введении в России обязательного страхования.

«Кабы знал, где упасть, — соломки бы подстелил» — говорит мудрая русская пословица. Ее смысл – цель работы современных страховых компаний. Люди, застраховавшие свое жилье, считаются «продвинутыми» и разумными, однако далеко не всегда заключенный договор действительно работает на вас.

В принципе на сегодняшний день можно застраховать любое имущество – от велосипеда до домашнего животного, но чаще всего люди заботятся о жилье, ведь оно стоит больших денег и восстановить его после пожара или наводнения не каждому под силу. Чаще всего страхование бывает добровольным, но есть и случаи «принудительные»: когда вам приходится заключать договор из-за ипотеки. Подробнее о тонкостях страхования от ЧП рассказали эксперты Банка России.

Кроме аварии НЛО

Обычно россияне защищают недвижимость о т затопления, пожара или кражи. Но «ассортимент» у страховщиков гораздо шире: это и стихийные бедствия, и взрывы, и падения самолетов. С одной стороны, это хорошо, а с другой – специалисты так умело манипулируют списком, что, в конечном счете, ваша проблема подпадет под нестраховой случай.

Обычно метода два: страхование от поименованных рисков и страхование от всех рисков. В первом случае компания перечисляет в документе все ситуации, когда вам будет выплачиваться денежное возмещение, во втором – наоборот, указаны ситуации, которые не подпадают под действие договора.

Но дело даже не в перечне, а в «границах страхового случая». Например, страховка от пожара не включает в себя ситуации, когда возгорание произошло из-за короткого замыкания или поломки бытовой техники. Или страховка от наводнения не учитывает стихийные бедствия, ограничиваясь только прорывом водопроводной трубы.

Все детали должны быть прописаны в договоре и в приложении к нему — в правилах страхования имущества. Не спешите подписывать документы, пока тщательно не изучите, при каких условиях сможете получить возмещение.

Фото: cdn5.vectorstock.com

Как правильно заключить договор

Во-первых, выбирайте надежную компанию. Проверьте, значится ли она в Справочнике участников финансового рынка Центробанка (http://www.cbr.ru/fmp_check/ ). Если в списке есть, то компания лицензирована.

Во-вторых, не стесняйтесь обратиться в несколько страховых компаний, чтобы сравнить условия и выбрать самые привлекательные. При этом учитывайте, что именно данные специалисты считают страховым случаем, какие страховые риски покрывает полис, какие ситуации исключены из страхового покрытия и какие документы надо будет предоставить при наступлении страхового случая.

Здесь очень важно понять, как рассчитывается страховая выплата. Далеко не все компании готовы полностью возмещать стоимость утраченного имущества.

В-третьих, будьте аккуратны с оценкой стоимости недвижимости. Если завысите, компания сможет ее оспорить и заплатить меньше. Если занизите, получите совсем уж крохи.

В-четвертых, следите за сроками договора. Есть договоры, которые автоматически продлеваются, если вы просто продолжаете делать страховые взносы.

В-пятых, есть у страховщиков любопытная опция – франшиза. Это означает, что часть компенсации убытков вы готовы взять на себя. Например, если ущерб небольшой, скажем, до 3000 рублей, то вы оплатите его сами и не будете обращаться в страховую. Зачем это нужно вам? Все просто: франшиза позволяет снизить цену полиса. Однако и выплаты в итоге будут меньше.

А деньги где?

Чтобы получить страховое возмещение, нужно побегать, а не ждать, что деньги вам принесут «на блюдечке». В договоре может быть указан срок, в течение которого следует сообщить страховщику о случившемся. Если опоздаете, компания имеет право отказать в выплате страховки.

Обязательно вызовите службу, которая сможет зарегистрировать факт происшествия: МЧС, управляющую компанию, полицию, ГИБДД.

Обычно для получения страховой выплаты нужно предоставить действующий страховой полис, квитанцию об оплате взносов и документы, в которых зарегистрирован страховой случай (для этого и вызывают оперативные службы). Если компания не выплатила вам страховку в срок и не дала мотивированный отказ, подавайте жалобу в Центробанк.

Елена Шумовская

Читайте также: нечем платить по кредиту? Не верьте обещаниям мошенников «списать долги»

Читайте также