25 апреля, 16+

В старину знали, чем кормить, и как от крика избавить: если вам дорог ребёнок – следуйте традициям

Всем родителям дороги их дети, но откуда же тогда возникает родительское недовольство? Думаю, не стоит искать причину в зеркале, которое не лжет, поскольку лишь отражает, а не придумывает. Дети, в основном, наследуют родительские традиции, дополненные влиянием времени.

Но, увы, традиции последних поколений не самые глубокие, а нынешние влияния – не самые благотворные. Народ же на протяжении веков вырабатывал красивый и полезный свод правил (педагогических, медицинских, бытовых). При этом никто специально не занимался воспитательной работой, надо было лишь следовать традициям, которые для нас фольклор.

В новое жилище впускали кошку и ставили блюдечко с молоком. Насытившись, она обходила помещение и ложилась отдыхать. Место где кошка отдыхала, считалось самым лучшим для «зыбки» (так в старину называли висячую колыбель-кроватку. И не только это, но и чем кормить, и как от крика избавить, заговорить: всё это есть в фольклоре, в том и кроется его ценность.

Народная логопедия

В нынешнее время  из-за натиска массовой культуры и слепого подражания зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать.

Ребенок подрос, начинает говорить, и вдруг оказывается: он не выговаривает какие-то звуки. И тут на помощь приходит народная логопедия – скороговорки. Результат потрясающий! А главное, ребенок не чувствует себя больным, ущербным, ведь обучение проходит в виде смешной и близкой ему игры. Например: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап!», или «Добр бобр для бобрят». Такие скороговорки в старину называли чистоговорками. И не надо объяснять почему.

«Ладушки» или массаж ладошки

Если внимательно посмотреть на детский фольклор, то станет очевидно, что народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений для того, чтобы вырастить здорового ребенка. Сколько сейчас тратится времени и сил на посещения педиатра: массаж рук и ног, постановка правильного дыхания и т. д. Если проблемы с речью – на прием к логопеду и т.д. и т. п. А ведь век за веком детей также растили, но  гораздо с меньшими сложностями.

Вспомните хотя бы знаменитые «ладушки» — прекрасную зарядку для рук. А «сорока- воровка»? Здесь и координация движений, и даже точечный массаж, причем никакой не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть родной, но, увы, давно забытый. Массаж ладошки (кашу варила…), всех пальчиков (этому дала…., важных точек: запястье, локоть, плечо (тут пень, тут колода…) и т.д. И одновременно педагогическое воспитание: «Этому кашку не дала, потому что он ленив).

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание  кистями, переваливание головки с руки на руку и т. д. И не чужой тетей-врачом, а мамой, которая при этом передает энергию общения. Ребенок просыпается, потягивается, а его уже берут на руки и говорят (с движениями): «Потягушеньки, порастушеньки, роток – говорунюшка, руки – хватанюшки, ноги – ходунюшки…» Или детскими руками изображают растягивание и складывание холста и приговаривают: «Тяни холсты, потягивай, в коробочку накладывай». Или вытягивают два пальца руки, изображая «козу» и, словно  рогами, пугают: «Идет коза рогатая, по боку дратая. Кто молочко не пьет, того рогами бьет. Пыр, пыр, пыр!». Загибают на ручке малыша пальцы и поют: «Ивану-большаку – дрова рубить, Ваське-указке – воду носить, Мишке середнему – печку топить, Гришке сиротке – кашу варить, а крошке Тимошке – песенки петь. Песни петь да плясать, родных братьев потешать».

Все это родители делали, прежде всего, для здоровья и нормального развития ребенка, потому что именно в младенческом возрасте закладываются правильная речь, движения и первые представления об окружающем мире. Главное, что оставила нам в наследство народная мудрость – это гармония, стремление к ней и ненавязчивое её воплощение.

Прислал Линар ХАМЗИН, пос. Яблоновский, Республика Адыгея.

Читайте также