25 апреля, 16+

Трагедия уже не первая: почему в детях и подростках просыпаются «монстры»

Трагедия в Казани потрясла всю нашу страну. Утром 11 мая проснулся «монстр» и пошел уничтожать людей. 19-летний парень, назвавший себя «богом», пришел в гимназию с ружьем и открыл огонь по ученикам и учителям. Семеро детей и два учителя погибли. Более 20 раненых поступили в больницы в тяжелом состоянии. Вся Россия скорбит по невинным жертвам. Почти в каждом доме обсуждают случившееся и пытаются найти ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?» Волна страха, негодования и растерянности захлестнула общество. Политики и чиновники пытаются спешно принять важные решения, чтобы уберечь школы от нападений. Педагоги, медики, психологи пытаются объяснить, почему в детях и подростках просыпаются «монстры» и можно ли это остановить. 

Тихий, не злой, неприметный 

Тихий, не злой, «учился на четверки и пятерки, участвовал в общественной жизни и волонтерском движении», – так говорят о «казанском стрелке» Ильназе Галявиеве в колледже, где он учился программированию. Опрятный, не выделялся из толпы. И вот этот «тихоня» устроил ужасающую по своей жестокости кровавую бойню, назвал себя «богом», а людей – «биомусором». Из неприметного парня он превратился в «чудовище», о котором узнал весь мир. 6 мая он написал в своем телеграмм-канале: «Я как бог хочу, чтобы все признали себя моими рабами. Вы должны делать абсолютно все, что я захочу. В мире не должно остаться живности – это ошибка вселенной». Утром 11 мая там же он выложил пост со своей фотографией в маске и жилете и написал: «Сегодня я убью огромное количество биомусора и застрелюсь». А уже потом, когда его допрашивали, кричал: «Во мне проснулся монстр, я начал всех ненавидеть».

Недоумение, шок у всех, кто знал этого «неприметного» парня. Убивать он отправился не в колледж, в который перестал ходить и его отчислили, а в школу, где учился 11 лет. «Но вот за эти полгода что-то с ним случилось. Мы думаем, что он был весь в гаджетах, так, как практически сейчас вся молодежь, он был в компьютере», – рассказала ректор колледжа Нэлла Прусс. Мать Ильназа не общалась с преподавателями колледжа, а отец лишь иногда переписывался в «вотсапе» с куратором группы, в которой учился его сын.

А вот что рассказал бывший однокурсник Галявиева: «Это тот еще кадр. Он практически ни с кем не общался, до нас ему дела не было. Постоянно в своих мыслях где-то. Да, мы немного задирали его, смеялись, скажем так, пытались немного расшевелить пацана, но все без толку». Говорят, что он часто пропускал занятия, был угрюмым и как будто уставшим, особенно в последнее время, когда еще ходил в колледж. Летом он должен быть идти в армию. Но он не явился в военкомат на медкомиссию. Еще в 17 лет, когда парень встал на учет, на медкомиссии, кроме близорукости третьей степени, никаких отклонений врачи не нашли.

После трагедии в школе выяснилось, что в прошлом году Галявиеву был поставлен диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга, но на учете у специалистов он не состоял. Ничто не помешало молодому человеку приобрести оружие, которое он направил на беззащитных детей. После нападения на школу он сдался полиции и во время первого допроса подтвердил свою «ненависть ко всем». 

Подражание стрелкам 

Страшно, что эта трагедия уже не первая, подобные случаи уже были в России. Это вооруженные нападения в учебных заведениях Москвы, Барабинска, Керчи, Благовещенска. Что толкает подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и что делать, чтобы трагедии не повторялись? 

Сразу же после случившегося в Госдуме заговорили об усилениях мер безопасности в школах, об ужесточении уголовной ответственности за подобные преступления. Некоторые предлагают даже ввести наказание в виде смертной казни (предложение лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова). 

Вице-президент Российского фонда мира Елена Сутормина обратилась к СМИ с просьбой не публиковать имя этого и других стрелков. Она считает, что «для подавляющего большинства подростков, которые готовят подобные преступления, это является своеобразным методом прославиться, заявить о себе, вписать свое имя в историю. Мы видим в буквальном смысле сегодня информационную эпидемию в молодежной среде подражания стрелкам». 

Действительно, в соцсетях после случившегося в Казани появилось много роликов, в которых  девочки-подростки выразили симпатию к стрелку. В газете «Казанские ведомости» свое мнение по этому поводу высказал  заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета Владимир Менделевич: «Подростки используют трагедию для привлечения к себе внимания – в этом особенность пубертатного периода». Его поддерживает доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Казанского государственного медицинского университета Ильдар Абитов: «Для подростков очень важно находиться в центре внимания, отражаться в глазах других людей. Известность этого человека может быть поводом для того, чтобы попытаться к нему приобщиться, к его персоне, к тому, что о нем известно, для того чтобы тоже как-то повысить свой престиж, интерес к себе». 

Зачем подросткам разрешают оружие 

Серьезная дискуссия разгорелась и по поводу разрешения на оружие. Люди возмущены до предела: кто разрешил 19-летнему, «зеленому» юнцу купить дробовик? «Как ему могли выдать разрешение на оружие, если он очевидно сумасшедший? Зачем тогда нужна эта армия бюрократов, которые занимаются выдачей документов?» «Я считаю, что ответственность вместе со стрелком должен нести тот, кто дал ему разрешение на приобретение оружия», – пишут гневные комментарии в соцсетях.

А ведь у парня была официальная лицензия на его приобретение, которую он предоставил продавцу на бланке со специальными знаками и с печатью. А раз у него была лицензия, он прошел осмотр психиатра и нарколога. По закону – не придерешься.

Как сообщается на сайте Life.ru, допрошенная в ходе следствия психиатр, которая во время медосмотра выдала Галявиеву справку, сказала, что не нашла у него отклонений, а если бы у нее были малейшие подозрения, то она сразу же отправила бы парня на расширенное медицинское обследование. На тот момент не было доказательств наличия психического расстройства, которое входит в список противопоказаний к ношению оружия.

– Расстройство могло быть преходящим, – объясняет врач-психиатр Светлана Полубоярских. – То есть на момент, когда он получал эту лицензию, все было хорошо, а потом что-то произошло, может, стресс какой-то. Сейчас очень много аффективных расстройств, у молодых особенно: тревоги, паники. А потом и что-то кардинальное происходит – кто-то в себя стреляет, кто-то – в окружающих.

Однако происшедшее в Казани и в других городах показывает, что гром уже грянул и пора не только задуматься, а принимать жесткие меры, чтобы ограничить доступ к оружию едва перешагнувшим порог совершеннолетия. Президент России Владимир Путин призвал к усилению контроля за оборотом гражданского оружия. Свое мнение высказал профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, социолог Даниил Александров: «Я не являюсь большим сторонником простого ужесточения, потому что у нас это часто приводит к коррупции. Я считаю, что 19-летний подросток просто не должен иметь возможности купить ружье». И это поддержит каждый здравомыслящий человек.

Один среди своих 

И все-таки, почему? Почему Ильназ Галявиев, который, по словам соседей, воспитывался в хорошей, интеллигентной семье, пошел на убийство и стал агрессивным? Многие сейчас спорят, рассуждают, что могло случиться. Ведь, по рассказам соседей Галявиевых, родители в таком шоке, что даже хотят покончить с собой. Тетя стрелка утверждает, что родители очень любили сына, все ему покупали, поощряли его увлечение компьютерами, не жаловались на проблемы с ним, «почти ежедневно привозили ему продукты после того, как переехали в новую квартиру, а он решил остаться в старой».

Во время следствия выяснилось, что еще в прошлом году в одном из медучреждений парню поставили диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга. Но было ли ему назначено лечение? Об этом нигде не сообщается. И почему родители не придали этому большого значения? Ведь видели же, что он стал вспыльчивым и агрессивным!

В соцсетях разгораются дискуссии. «Мне родителей совершенно не жаль, они конкретно не досмотрели за своим ребенком, потому что то, что он с ними не общался и был очень замкнутым, это уже первый звоночек для паники», – пишет Виталий. 

«У него обнаружено заболевание мозга. Родители озаботились? Они отселили его, чтобы не мешал! Что привело к заболеванию мозга? Родители пошевелились? Знали об этом? Семья отвечает за воспитание! И не ищите виновных на стороне!» – возмущается Григорий.

Тем временем причины происшедшего пытаются объяснить психологи. Доктор психологических наук, профессор Александр Клочков считает, что на такой поступок парня могли толкнуть накопленные детские обиды: «Этот мальчик расстрелял свою бывшую школу, а не колледж, где учился. Почему? Да проблемы у него возникли, скорее всего, именно там, в школе, во время учебы», – объяснил Клочков в издании «Доктор Питер». Профессор подчеркнул, что месть Галявиева была направлена в сторону системы образования, а не на учеников и учителей школы №175.

Пообщавшись со знакомыми стрелка, психолог сделал вывод, что он настоящий социопат, который был надломлен в раннем возрасте, а после отчисления из колледжа оказался потерянным в жизни.

А вот мнение очень авторитетного человека – заведующего кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ Мадрудина Магомед-Эминова: «На основе кровожадных сцен в масскультуре и соцсетях и внутренних обид возникает навязчивое состояние: человек становится монстром, одержимым своей исключительностью и превосходством. Обычные бытовые обиды вызывают жажду мести, наполняющую его сознание. В этот момент два фактора активируют «монстра» к действиям: примеры похожих ситуаций и стремление показать, что «я сам право имею». По мнению профессора, большое влияние на подростков и молодежь имеет современная культура: «Оторванный от семьи и корней, лишенный бога, человек стремится предстать в божественном образе. Гротескным мышлением он выводит себя из общей массы людей, из бытия и наделяет себя правом наказания или, как называют это психологи, «травматического вымещения». Идет напряженная внутренняя работа по самоактивации от монструозного переживания к агрессивным действиям». 

«Задумайтесь! Мы начинаем терять наших детей!»

Быть внимательнее к ближнему своему – с этим не поспоришь. Семья, школа, колледж, друзья, психологи – где-то точно что-то «прохудилось», что-то упустили, недоглядели, не помогли, не обратили внимания, в конце концов – недолюбили. Много в этой истории «не…» Говорят, что такие трагедии, как в Казани, происходят, когда общество не в порядке. «Ни один самый жесткий закон не остановит преступника, если окружающим нет до него дела», – сказала в недавнем разговоре моя коллега. И прислала видеообращение, записанное известным актером Дмитрием Певцовым, в котором он призвал нас всех: «Задумайтесь! Можно обнести школу бетонным забором, поставить там Росгвардию, но мы беремся со следствием, а не с причиной. Причина в том, что не тому и не так учили в школе этого парня. Мы становимся той же Америкой, где такая стрельба становится уже правилом. Ни в душе, ни в мозгах, ни в сердце наших учеников, детей, ничего нет, кроме цифр и правил, которые пригодятся при сдаче ЕГЭ. Я кричу о том, что давно пора ввести в школах альтернативу тому, что дети получают через СМИ и Интернет, телевизор. Они питаются той информацией, которая «валяется» везде – в смартфонах, ноутбуках. Государственная идеология должна появиться. Она должна говорить о дружбе, о любви, о Родине, о патриотизме, о том, что жизнь человеческая – это свято, и никто не имеет права покушаться на нее. Давайте задумаемся, почему появился этот человек! Это первый звоночек. Дальше будет хуже. Если мы не изменим что-то в нашем образовании, в нашей культуре, в школах, ничего не изменится. Товарищи взрослые, давайте задумаемся о том, что мы начинаем терять наших детей!» 

Дорогие читатели, а что вы думаете о происшедшей трагедии, о том, почему просыпаются «монстры», почему из милых малышей вырастают беспощадные, ненавидящие весь мир убийцы? Что происходит с нашим обществом, в котором процветает жестокость, с нашими детьми и подростками, которые выходят из-под контроля и совершают ужасные поступки? Почему сломалась система ценностей, без которых человек теряет ориентиры? Что мы в силах сделать, чтобы остановить жестокость? Мы очень хотим услышать ваше мнение. Пишите, делитесь своими мыслями! Ждем ваших откликов! 

Наталья Иваненко.

Читайте также