19 апреля, 16+

Мой дед точно знал, кто парится – тот вовек не старится

Все чаще думаю, что самые трагические потери, которые мы несем сейчас под напором цивилизации, это утрата национального образа жизни. Русичи накопили тысячелетний опыт по выживанию, обустройству семьи и дома, укреплению здоровья.

Однако сегодня другие правила воспитания детей, а о Домострое знаем только заповедь «да убоится жена мужа своего», да и ту понимаем неправильно. А кто ныне помнит про уникальную русскую кухню с её расстегаями, сбитнями, толокном и черными тюрями? Наши деды ставили бани на берегу рек, чтобы зимой из парной нырять в прорубь, а мы умудряемся простудиться, доставая пиво из холодильника. Нет, не произнесу громовой хулы на ванну в каждой квартире, но тихим благодарным словом помяну баню, и всё, что было некогда связано с ней в круге жизни российского человека.

Нет, совсем не случайно, селясь на новом месте, русский человек сначала строил баню, а уж потом принимался за дом. Истопит новопоселенец свежесрубленную баньку, кликнет «на парок» соседа-старожила, а там после вкусного пара да чарочки и беседа наладится, души распахнутся. В бане жена рожала ему детей, в этой бане обмоют его похолодевшее тело. Баня – культурный код нации, бесценная энциклопедия её жизненного уклада и сбережения здоровья. Но всё реже и реже встречаю я её, родимую, на дачных участках или в конце крестьянского подворья. Мы все в сауны наладились ходить или горячим душем обходимся.

Мой дед, бывший кулак, смирившись с потерей двух рысаков и маслобойни, до самой своей смерти не мог простить большевикам общественных бань. «Эта зараза у нас в селе аккурат после закрытия церкви Колькой Сопливым (впоследствии легендарный председатель губкома) в нашей деревне завелась, — говорил он. — Общая баня — это как к бабе гуртом ходить».

Дед Егор Иваныч — последний из парильщиков-виртуозов, баню творил истово и сосредоточенно, как молитву. Перво-наперво железной рукой наводил порядок в парной, кого матом, кого взглядом выставлял за дверь. Начисто выметал веничные остатки с пола и поливал его холодной водой. Так создавался необходимый температурный перепад между полом и потолком парной, и скопившийся сырой пар шел вниз. В это время он безжалостно распахивал дверь, и этот тяжелый туман вместе с банными запахами пота и мокрых веников уплывал из парной.

Затем дед начинал по полковшика бросать кипяток на раскаленную до малиновых всполохов каменку. Бешеные взрывы пара вышибали из парной остатки запахов и сырого воздуха. После этого он закрывал дверь парной и начинал колдовать. Метание ковшей горячей воды на раскаленные камни сменялось сеансами принудительной вентиляции. Два мужика помоложе, взяв простынь за углы, как парусом гнали сухой пар от потолка к полу. А в это время на самом верху, в немыслимой температуре, сидел мой старикан и ждал, когда у него начнет щипать уши: верный знак, что «подошел градус».

После того как мужиков, потерявших от жара сознание, утаскивали отливать холодной водой, дед закрывался в парной, и банное волхование продолжалось. На полке и половицах стали проступать сухие пятна — знак, что в парной стало суше. Он вооружался тряпкой и насухо вытирал пол, а то и стены, и все чаще хищно заглядывал в каменку, где в банной темноте лазорево светились чугунные болванки, сломанные лемеха и наковальня из разоренной деревенской кузни.

И вот по одному ему ведомому признаку Егор Иваныч понимал — пора! Перекрестившись, он осторожно зачерпывал ковшом из приготовленного загодя таза граммов 100 кипятка и, помедлив, — вот оно, пушкинское, «и бездны мрачной на краю» — со всей решительностью швырял воду в доменный зев каменки. Страшный взрыв потрясал баню, и было слышно, как в сладком предвкушении пляшут перед закрытой дверью голые мужики с вениками наперевес. А дед все метал и метал ковши с незабытой сноровкой и точностью артиллериста, принявшего в свое время под польским городом Познань из рук Чуйкова орден.

— Тут главное, — учил меня дед, — суметь взять от каменки всё, вычерпать весь жар до донышка. Она, каменка-то, может и сама не знает, на что способна, а ты её, сердечную, кипятком повесели… (теперь я понимаю, за что старого чёрта до смерти любили бабы).

Для ядрености сухого пара дед бросал воду не на камни, а на раскаленную стенку за ними. Пар, проходя над почти расплавившимися от жара камнями, накалялся еще больше и выходил на банный свет полный обжигающей ярости. Взрывы всё учащались, а дед всё уменьшал порции кипятка, и каменка работала неутомимо и споро, как скорострельная пушка под Познанью. Последние несколько бросков разведенным пивом — и в парной начинало благоухать, будто пироги вынули из печи. 

За дверью зашедшиеся в истоме мужики начинают в нетерпенье выть и слышно:

— Старик, мать твою, у нас терпелка ведь не из железа стругана… 

 — Вроде бы, пора, — задумчиво говорит дед. — Ну, Господи, благослови… Из последних сил дед ногой вышибал дверь, и штурмующий вал голых тел сшибал его на пороге…

 — Прими, Егор Иваныч, батюшка ты наш, — подносили ему на блюдечке полный стакан водки благодарные мужики.

 — Нешто в бане водку пьют? — отмахивал он протянутую руку. — Это ведь как в церкви…

А. Рекеда

Читайте также