16 апреля, 16+

Никогда не усомнюсь в Победе советских людей, не оскверню памятника погибшим на войне, всегда протяну руку помощи

Сегодня, в преддверии 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мне хочется написать о патриотизме и психологическом здоровье людей.  И о своей встрече с войной.

Недалеко от Апшеронска в сторону Майкопа есть большое кладбище, где похоронены немцы и румыны, погибшие в годы войны. Место очень красивое и ухоженное, с красивыми памятниками и стелами с фамилиями погибших.

В тот день, когда я побывала на этом кладбище, там оказалось много людей и машин с надписями «Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями». Оказалось, привезли две огромные машины с останками немцев, погибших на территории Северного Кавказа, Ставропольского края и Волгоградской области — там уже не осталось мест под захоронения. 

Я стала расспрашивать немца, руководившего рытьем братской могилы. Он хорошо говорил по-русски и подробно рассказывал и о количестве захороненных, и о том, что среди них практически нет неизвестных. Оказалось, на месте этого кладбища во время войны был процветающий поселок Солнечный, который немцы сожгли дотла вместе с жителями. Когда после Победы встал вопрос о немецком кладбище, под него отвели как раз ту землю, где они зверствовали. Символично — где убивали, там сами же и нашли свой конец.

Между тем из фур стали доставать одинаковые черные мешки. У меня потемнело в глазах: я поняла, что в них останки погибших. И этих мешков было два рефрижератора — полных, до потолка. Около двух тысяч человек… Я с трудом удержалась на ногах. И услышала звук бьющихся друг о друга костей. Мне стало страшно. И вдруг — стыдно за свой страх. Может кто-то, перед тем, как навсегда обрести покой прошептал: «Простите!». И я должна была его простить. Или нет?

«С мертвыми не воюют», — сказала я своему собеседнику-немцу. Как он обрадовался! «Поверьте мне, — ответил он, — в Германии мы свято ухаживаем за такими же кладбищами советских бойцов. А здесь своих хороним, и редко к кому приезжают родные, потому что они погибли двадцатилетними, детей и внуков нет. А если к кому и приезжают, то над могилой звучит один вопрос: «Зачем вы ушли так далеко от дома? Что вам делать в этой земле?!» Люди многое начинают понимать по-другому и ни у кого нет желания мстить и воевать. Только горе».

Для меня это тоже стало моментом истины. Я тогда только что вернулась из Санкт-Петербурга — города-героя, в который по Дороге Жизни возил продукты мой родной дед Кезин Николай Антонович, прошедший всю войну. Блокада — это и мое личное горе.

И вдруг — тысячи погибших противников… Вот они, кто виновен во всех ужасах войны. Можно было брезгливо отвернуться, можно было подумать — так вам и надо — и порадоваться. Но в голове лихорадочно мелькали мысли, почему люди забывают об уроках истории и вновь и вновь идут убивать? Хотя, очень многие из них попали на войну не по своей воле, не имея другого выхода. Чему ж тут радоваться?

Так как человек должен реагировать, вспоминая о войне, читая книги, видя документальные кадры, посещая музеи? Должен ли он думать, что все поросло быльем, было давно, это его не касается и вообще, зачем ради чего-то погибать?!

И вот здесь пора поговорить о психологическом здоровье личности. Все зависит от того, каков человек — добрый он или злой, отзывчивый или равнодушный, порядочный или подлый. Что он несет в своей душе и как поступит в решающий момент — предаст и бросит погибать или протянет руку помощи. А это уже зависит от того, какие книги он читает, каков его духовный багаж.

Наши солдаты в годы войны были великими патриотами не на словах, как часто бывает с современными политиками, а на самом деле. Потому что на уроках истории они слушали рассказы о героях, начиная с былинных богатырей, и об их подвигах, и это прочно укреплялось в сознании. Они знали, с кого брать пример и осознанно делали выбор против бесчеловечности. Они все были психологически здоровы.

Психологически здоровый человек никогда не усомнится в Победе советских людей, он способен увидеть погибшего героя живым, понять его подвиг, разделить тяготы, выпавшие на его долю и оплакать его смерть. Психологически здоровый человек никогда не осквернит памятники и места захоронения людей, погибших на войне, кем бы они не были — русскими или немцами.

Психологически здоровый человек понимает, что он — важное звено в истории и либо приумножает все хорошее, либо живет бесславно, ни за что не отвечая.

Евгения Папазян, психолог Нефтегорского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Читайте на сайте. Войну не забыть: до сих пор ей снятся вражеские самолёты, которые бомбили без конца.

Читайте также