20 апреля, 16+

Дети войны: голода и холода мы натерпелись досыта

Я из поколения детей, переживших Великую Отечественную войну. Мне уже почти 80 лет, но память об этих годах будет со мной до конца жизни.

Еще до начала войны наша семья оказалась в Узбекистане — пришлось бежать от страшного голода, царившего на Украине. У родителей нас было трое — все девочки: Рая, Валя и Люба. Папа был бухгалтером, а мама учительницей, оба все время были на работе, поэтому фактически нас растила бабушка — царство ей небесное за ее любовь и терпение.

В 1938 году я пошла в школу, училась хорошо, была отличницей. А потом началась война… Этот день я помню до сих пор. У нас в доме было радио — черная «тарелка», и вдруг из нее прозвучало это страшное слово — война. Мама и бабушка сразу заплакали…

По очереди ушли на фронт мамины братья, и оба погибли. Отца призвали 16 июля 1941 года, и остались мы одни. Мамина учительская зарплата была совсем крошечной, а за отца, старшего лейтенанта, мы получали 400 рублей — на базаре столько стоила одна буханка хлеба. Да еще по карточкам выдавали по 250 г хлеба на каждого иждивенца и по 400 г на работающих. А что это был за хлеб! Ячменный, колючий — но и его не хватало, все время хотелось есть.

Спасло нас то, что в военкомате варили «затируху» из муки и выдавали по два литра семьям офицеров. Я каждый день ходила с бидончиком за три километра от дома, чтобы нам с бабушкой, мамой и сестрами было, что поесть.

Уже после войны мне не раз приходилось слышать: «Но вы же в тылу были, не застали ужасов оккупации!». Такие люди не понимают, что во время войны в тылу разве что бомбы на нас не падали, а вот голода и холода мы натерпелись досыта.

…А отец вернулся с фронта в 1946 году, уже после победы над Японией. Но тяжелое ранение дало о себе знать: он сильно болел и после войны он прожил всего два года.

Р.И. Петрушина, г. Славянск-на-Кубани.

Читайте ена сайте. Приближая Великую Победу, пришлось сражаться даже бабушкам.

Читайте также