Практически каждый отопительный сезон становится для жильцов многоквартирных домов настоящим испытанием на прочность. У одних батареи в квартирах раскаляются так, что приходится распахивать настежь окна и отапливать улицу, а у других радиаторы едва теплятся. И это при том, что плата за отопление составляет львиную долю от общих коммунальных платежей и каждый месяц наносит сокрушительный удар по семейному бюджету.
Те немногие счастливцы, чьи квартиры оборудованы индивидуальными системами отопления, всегда могут «подкрутить краник» на батарее и не зависеть ни от капризов погоды, ни от прихотей коммунальщиков. А что делать тем, кто «привязан» к общему стояку отопления и каждую зиму регулярно стучит зубами от холода?
Тепло, ещё теплее
В России нормы температуры в жилом помещении регулирует ГОСТ 30494-2011(ГОСТ 3094-96). В нем ничего не сказано о том, насколько горячими должны быть сами радиаторы отопления, но зато строго регламентирована температура воздуха внутри комнат. По мнению медиков, большинству людей для комфортной жизни требуется температура 22-24 градуса, однако создатели отопительного ГОСТа, видимо, решили помочь гражданам закаляться в холода и установили следующие требования:
жилые комнаты — от 18 до 24 °С, угловые — от 20 °С;
санузел — от 18 до 26 °С;
кухня (с учетом источника тепла в виде плиты) — от 18 до 26 °С;
коридор — от 16 до 20 °С.
Услуга по отоплению должна оказываться бесперебойно. Допустимые перерывы не должны совокупно превышать 24 часов за месяц.
Градусник вам в помощь
Для того, чтобы уличить коммунальщиков в плохой работе, придется постараться. Чихание и заледеневшие руки жильцов — не аргумент для управляющей компании. Нужно будет провести самостоятельные измерения температуры в квартире. Это делают самым обычным бытовым термометром, расположив его на расстоянии не менее 1 метра от внешних стен и на высоте не менее 1,5 метра.
Контрольные замеры придется делать каждый час в течение суток. Если температура воздуха в помещении не соответствует ГОСТу, и отклонение составляет более 3 градусов днем и 5 градусов ночью, у вас есть полное право считать услугу по отоплению вашей квартиры неоказанной.
Добро пожаловаться
Некачественное отопление может стать основанием для перерасчета оплаты за коммунальные услуги. Чтобы добиться скидки, жильцам нужно будет выполнить ряд формальностей:
1. Сделав замеры температуры воздуха, сообщить о нарушении нормативов в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании. Лучше всего составить письменное заявление, подписанное проживающими в квартире, но можно и позвонить по телефону.
2. Заявление обязательно нужно зарегистрировать в установленном порядке в электронном или бумажном журнале. Запишите номер и время регистрации вашего сообщения.
3. После поступления жалобы сотрудники УК должны провести проверку.
4. По ее результатам составляется акт, подписываемый проверяющими и пострадавшей стороной. При необходимости может быть назначена дополнительная экспертиза, стоимость которой оплачивает поставщик тепла. Но имейте в виду: если она придет к выводу, что нормативы не были нарушены, ее стоимость включат в ваш счет на оплату тепла.
5. В течение суток с момента поступления жалобы поставщик тепла обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
6. Дату и время возобновления нормального отопления поставщик тепла обязан зарегистрировать в специальном журнале учета.
Требуем перерасчета
Если управляющая компания предоставляет услуги, качество которых оставляет желать лучшего, жилец может потребовать перерасчета услуг ЖКХ. Для этого нужно составить акт о том, что коммунальные услуги не предоставлялись вовсе или предоставлялись ненадлежащего качества. Такой акт по заявке жильцов составляет сама УК. Акт нарушения можно составить и самостоятельно. Его должны подписать как минимум двое пострадавших владельцев помещений, а затем — председатель, выбранный советом собственников многоквартирного дома. Копия акта официально передается в теплоснабжающую организацию и проходит там регистрацию. Предоставление услуги низкого качества считается начиная с момента, когда акт подписан всеми сторонами.
Если ваша управляющая компания отказывается делать перерасчет платы за отопление,вы имеете полное право обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию. Имейте в виду: перерасчет должен делаться только за те периоды некачественного отопления, которые зафиксированы в журнале регистрации управляющей компании. То есть, если у вас плохо топили всю зиму, но вы начали официально жаловаться на это только в феврале, деньги за предыдущий период вам никто не вернет.
Общий срок исковой давности по перерасчету платы за отопление — три года. Так что, если у вас имеются все необходимые документы, за этот срок, можете обратиться с заявлением о проведении перерасчета. Основанием для него будут являться два акта измерения температуры воздуха: первый — подтверждающий нарушение, второй — восстановление нормативного теплоснабжения. Во время разбирательств нужно будет предъявить акты, заявления с обращениями, а также копии правоустанавливающих документов на квартиру.
Телефон «горячей линиии» Жилищной инспекции Краснодарского края: 8 (861) 259-10-30.
В тему
По мнению врачей, оптимальная средняя температура в доме должна составлять 22° C. Нормы несколько отличаются для взрослых и для маленьких детей. Так, в спальне у взрослых должно быть немного прохладнее, чем в гостиной – около 20° C. Такой показатель гарантирует более глубокий сон и лучший отдых. В детских же комнатах температура должна быть в среднем на один градус выше, чем во всей квартире, а в ванной во время купания малыша должно быть не меньше 28° C.