Деньги с карты украсть сложнее, чем наличность из кошелька, но мошенники научились справляться и с этой проблемой. Какие правила нужно соблюдать, чтобы ваша банковская карта была надежно защищена?
К сожалению, стать жертвой мошенников можно не только на плохо освещенной улице, но и в магазине, и у банкомата, и даже дома. Аферисты применяют самые разнообразные способы для того, чтобы узнать реквизиты вашей карты: номер, имя владельца, срок действия, код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне – прим. ред.), ПИН-код.
Ситуация: в магазине или кафе
Вы намерены платить за еду картой и расслабленно отдаете ее официанту, который на несколько минут исчезает из виду. За это время он преспокойно фотографирует вашу карту со всеми реквизитами и может использовать ее в своих целях.
Вариант второй: вам приносят переносной РОS-терминал, но оплата почему-то не проходит, тогда вас просят ввести ПИН-код второй раз. В результате вы можете заплатить за один и тот же чек дважды.
Либо у вас имеется карта бесконтактной оплаты – в одно касание. Аферисты наловчились снимать с нее деньги тайно, незаметно прислонив к вашей сумке все тот же РОS-терминал.
Что делать?
В первой ситуации специалисты Центробанка РФ советуют никогда не терять из виду свою банковскую карту, а ПИН-код вводить так, чтобы он не был виден посторонним.
Во втором случае просите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (терминал всегда такой печатает) и подключите смс-уведомления о платежах.
Что касается третьего варианта аферы, то предотвратить его можно, только храня карту в специальном чехле, или хотя бы не класть ее во внешний карман сумки.
Ситуация: у банкомата
Вы пришли снять деньги с карты и не замечаете, как в процессе все реквизиты документа «утекают» к мошенникам с помощью скиммера, установленного на банкомат, скрытой камеры или накладной клавиатуры.
Что делать?
Обследуйте банкомат до начала операции. Не видно ли посторонних устройств? В случае с накладной клавиатурой она не будет держаться крепко, как «родная», и будет отличаться по фактуре. Вводя ПИН-код, прикрывайте клавиатуру другой рукой.
Специалисты советуют пользоваться услугами банкоматов, которые расположены в офисах банков, а не тех, что на улице, — к ним мошенникам подобраться сложнее.
Ситуация: дома
Вам пришло уведомление о блокировке вашей карты – в нем казан номер, по которому следует звонить для уточнения деталей. Позвонив, вы попадете прямиком в руки аферистов, которые выудят у вас реквизиты вашей карты.
Вам звонит неизвестный, представляющийся сотрудником Банка России, прокуратуры, любого из министерств и т.д. Они сообщают о праве на какую-либо денежную компенсацию, но для этого нужны опять же озвучить реквизиты вашей карты или оплатить некий налог.
Либо вы получаете письмо от Банка России с информацией о положенной вам денежной компенсации. Чтобы ее получить, нужно связаться с контактным лицом – и далее по описанным выше схемам.
Что делать?
Не перезванивайте и не следуйте указаниям из присланных сообщений или писем. Банки присылают уведомления со строго определенного номера. Если сомневаетесь, найдите задней стороне вашей карты телефон для связи с банком, звоните по нему и проясните ситуацию.
Никогда не предоставляйте неизвестным личную информацию, ведь у реальных сотрудников банка она уже имеется.
Что касается Банка России, то его сотрудники присылают письма только в ответ на ваши запросы и всегда с одного и того же адреса noaddress@cbr.ru или номера 3434.
Подсказка
Что делать, если деньги с карты украли?
— Скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
— Обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
— Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной — в течение 60 дней. По обращению проведут служебное расследование, и от его итогов будет зависеть решение о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Но если вы сами сообщили аферистам ПИН-код или код из смс, необходимый для подтверждения платежей и переводов, банк не вернет вам деньги.
По данным ЦБ РФ