Раньше было лучше?
Тема пенсий и пенсионного возраста во все времена была актуальной. До сих пор животрепещущим остается вопрос: почему в СССР можно было уйти на пенсию в 55 или 60 лет, а сейчас гораздо позже? По этому поводу в «Российской газете» высказался экономист Яков Миркин.
Жить стало лучше
Напомним, что установление пенсионного возраста в СССР на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, которое стало законом для рабочих и служащих в 1956 году, а для колхозников – в 1967-м, было масштабной реформой. Однако причины этого решения, столь любимого населением, кроются не только в заботе о гражданах, но и в конкретном историко-политическом контексте.
Были и скрытые, пропагандистские причины. По словам эксперта, реформа 1967 года стала своего рода «подарком» к 50-летию Октябрьской революции, которое отмечалось в ноябре того же года. Партийному руководству, пришедшему к власти после смещения Хрущева три года назад, необходимо было наглядно доказать тезисы недавнего XXIII съезда КПСС о том, что «жить стало лучше». Требовалось показать реальные достижения на фоне громкой программы строительства коммунизма, принятой в 1961 году. Повышение пенсий и зарплат, а также распространение пенсионной системы на колхозников должны были создать в народе ощущение, что жизнь уверенно улучшается.
С экономической точки зрения государственный бюджет в конце 1950-х – середине 1960-х годов был способен выдержать такую нагрузку. Ключевую роль здесь играла демографическая ситуация. Средняя продолжительность жизни в СССР в то время была существенно ниже, чем сейчас: в 1967 году она составляла около 70 лет, а для мужчин – всего 66 лет. Это означало, что большинство людей просто не доживали до пенсии или получали ее непродолжительное время. Если бы продолжительность жизни была на 10 лет больше, подобная пенсионная формула оказалась бы под большим вопросом.
Важным фактором было и абсолютное число пенсионеров. В 1967 году их насчитывалось около 30 миллионов человек (не считая военных пенсионеров), что составляло 12,6% от всего населения СССР. Даже с учетом военных эта цифра не превышала 14,7%. Для сравнения, в современной России доля пенсионеров в 2025 году превышает 27% населения. Когда на одного пенсионера приходится восемь «кормильцев», как в СССР в 1960-х, содержать систему гораздо проще, чем когда на него приходится всего три работающих человека, как сегодня. Таким образом, дело не только в деньгах, а в том, хватает ли реально произведенных в стране товаров и услуг на всех.
Еще одной причиной, позволившей СССР сравнительно легко установить низкий пенсионный возраст, был мощный демографический подъем. В трудовой возраст вступило многочисленное поколение послевоенного «бэби-бума», которое могло продуктивно работать и содержать старшее поколение. С тех пор структура населения кардинально изменилась: доля людей старше 60 лет в России выросла с 9% в 1959 году до более чем 24% в 2025-м. Медианный возраст населения повысился с 27,2 года в 1960-м до 40,3 года сегодня. Молодых, создающих реальные ценности, стало относительно мало, что остро ставит вопрос о необходимости роста производительности труда.
Фундаментальным секретом той эпохи были исключительно высокие темпы экономического роста. В 1950–1965 годах ежегодный прирост промышленного производства составлял 8–10%, а в 1966–1970 годах – около 7%. На фоне такого стремительного подъема доходов государства содержать неизменный пенсионный возраст было вполне по силам. Однако когда экономика замедляется, как это произошло в России в 1990-е годы, прежние параметры пенсионной системы становятся непосильным бременем.
«Пенсионный возраст 55 / 60 в конце 1950-х – середине 1960-х выглядел преимуществом. В развитых странах в это время был обычен выход на пенсию в 60+ лет. Ожидаемая продолжительность жизни была всего лишь на 1–3 года выше, чем в среднем по СССР. Сегодня мы – в других измерениях. Нужно честно сказать себе – чтобы снять социальное напряжение в пенсиях, нужны глубокие изменения, эволюция модели экономики и общества. Сделать все возможное, чтобы остановить тренды к старению, человеческому опустыниванию (большая естественная убыль населения), медленным темпам развития. Именно на это надежда в будущие 20–25 лет», – сказал Яков Миркин.
А вы, дорогие читатели, что думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением!
У них тоже спорят
А как обстоят дела с пенсионной реформой в европейских странах?
В Германии, например, работающих пенсионеров хотят освободить от налогов. Это касается тех, кто продолжит работать и получать зарплату до двух тысяч евро в месяц. Это решение называют «активной пенсией». Закон должен заработать уже с 1 января 2026 года. В правительстве ожидают, что около 168 тысяч человек воспользуются этими возможностями. Это даст стимул для более эффективного использования труда пожилых людей.
В Германии сейчас тоже демографический кризис. Детей рождается все меньше и все больше людей выходят на пенсию. Здесь около 9% рабочей силы – 4,8 миллиона человек – должны выйти на пенсию в течение 10 лет.
В Министерстве финансов Германии заявили, что и работники, и работодатели будут платить взносы на социальное обеспечение из дополнительных заработанных денег. Это должно помочь ослабить нагрузку на систему здравоохранения и пенсионную систему.
Активная пенсия назначается каждому, кто достиг установленного законом пенсионного возраста в 67 лет и хочет продолжать работу, за которую уплачиваются взносы в фонд социального страхования. Но из этой схемы исключили государственных служащих, торговцев, самозанятых и тех, кто трудится в сельском хозяйстве и лесной промышленности.
Тем временем во Франции хотят приостановить пенсионную реформу. По этому поводу в стране – большие разногласия, активизировалась оппозиция. Обостряется политический кризис по поводу спорной пенсионной реформы, которая предусматривает повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Пенсионная реформа вызвала массовые протесты, более 80% французской общественности против нее.
Читайте также. Важнее стаж или зарплата: от чего зависит размер пенсии?