16+

«Я кричала, больше не помню ничего…» Как живёт мама Героя, отдавшая Отечеству сына

Фото: weyo/AdobeStock

Самое дорогое, что у неё было…

Ребята в госпитале часто спрашивают: «Чем вас отблагодарить за помощь и внимание?» А у нее ответ один: «Чаще улыбайтесь!» Простые слова с трудом даются, ведь в этот момент она всегда вспоминает улыбку Димы, сына, погибшего на СВО. Помогать раненым Елена Судоплатова начала еще в самом начале спецоперации. Сейчас волонтерство стало для нее служением – не по принуждению, а велению сердца. Быть может так, через помощь, приглушается боль потери? Но нет такой шкалы, чтобы измерить горе матери. Оно огромно. И когда кажется, что жизнь потеряла смысл, она идет в госпиталь. Чтобы видеть ребят, ухаживать за ними с тем участием и любовью, которыми уже не поделиться с сыном.

Дима и его идеалы

О маме Героя, отдавшего жизнь за Отечество, рассказала газета «Новороссийский рабочий». В 1998-м Елена Судоплатова стала мамой двойняшек. Родился Владислав, а через час Дмитрий. Сыновья, старший и младший, похожими оказались не только внешне. Оба лидеры, при этом друг за друга стояли горой. Случалось, шалили. То дуэтом, то порознь. Когда пришло время отдавать близнецов в школу, мама записала их в разные классы, чтобы не усложнять жизнь учителям, одноклассникам и себе.

Дима не был прилежным учеником. Вечно всех отвлекал и веселил. Но, к удивлению преподавателей, учился хорошо.

— Если Дима ставил себе какую-то цель, чем-то загорался – всегда доводил дело до конца. Сам научился играть на гитаре. А еще у Димки было обостренное чувство справедливости. Он заступался за слабых, никогда не проходил мимо чужой беды. Бывало, что и получал за это, но от своих идеалов не отступался. Умел дружить, — вспоминает Елена.

В 17 лет Дима вступил в Глебовское хуторское казачье общество. С энтузиазмом участвовал во всех казачьих мероприятиях, ходил в рейды.

После 9 класса Дима поступил в радиоколледж. Хотел быть программистом, учился на коммерческой основе. Через два года близнецы ушли в армию. Влад в саперные войска попал, а Дмитрий в артиллерийские. Мог получить отсрочку как студент, но возможностью не воспользовался. Заявил: «Доучусь, когда сам себе на образование заработаю». Это был его выбор, спорить бесполезно.

После демобилизации Дима действительно начал зарабатывать. Брался за любую работу. Собирал мебель, перекрывал крыши, ремонтировал сантехнику и т.д. Свободное время посвящал казачеству — на 75-летие Победы принимал участие в параде в Краснодаре.

В 2022 году, когда началась мобилизация, многие мужчины ринулись прятаться в Грузию, Казахстан и другие страны. Близнецы матери заявили твердо: если призовут, то пойдут служить.

— Их не призвали, – рассказала Елена. — Решение пойти на СВО Дима принял самостоятельно, втайне от нас с Владом.

Весной 2023-го Дмитрий сообщил, что ему предложили поехать в Сибирь на заработки. Мол, анкету отправил, а сколько ее будут рассматривать – неизвестно. Сидеть и ждать – не для него. Нашел подработку в Краснодаре. На большой объект нужны кровельщики.

Звонил Дима редко и односложно: «Завал на работе, на выходные приехать не смогу». Позже выяснилось, что ни в какой Краснодар он не ездил, а проходил подготовку в составе  десантно-штурмового батальона «Сокол-2» в учебке под Новороссийском.

Домой вырвался лишь однажды. Ссылаясь на работу, даже не остался ночевать. Сказал лишь, что через пару дней отправляется в Сибирь.

Мать не знала, что обнимает сына в последний раз, прощается навсегда.

За тех, кто доверился

Следующие две недели мама и брат ничего о Диме не знали. Телефон его был выключен. А потом пришло сообщение: «Все хорошо. Я на месте. Связь будет – наберу». Потом прилетело еще одно сообщение: «Деньги платят, кормят, не переживай». И так целый месяц, редкие короткие весточки: «Все хорошо. По-прежнему нет связи. Работаем».

А маму ведь не обманешь. Мысль о том, что сын не в Сибири, а на СВО, стала навязчивой. Влад успокаивал, мол, мама, что ты выдумываешь, уж мне бы Димон рассказал…

3 июля, Елена хорошо помнит эту дату, сын позвонил.

— Первым делом спросила, на СВО ли он, Дима отпираться не стал. Сказал, что все хорошо, спокойно, никто не стреляет. Просил не волноваться и обещал, что к Новому году обязательно приедет в отпуск, — вспоминает она.

С тех пор, если не на задании, сын звонил. О страшном и трагическом – ни слова. Зато, в подробностях, как нашел маленькую кошечку и обязательно научит ее ловить мышей, которых в блиндажах полно. А еще про Артема – парнишку из Армавира. На СВО тот попал в 19 лет, сразу после армии. Дима взял над земляком шефство.

9 сентября он позвонил по видео. Повзрослевший, уставший. Но как всегда, старался шутить и улыбаться. Рассказал, что кошечку назвал Ноной в честь зенитной установки, она смелая и не боится взрывов.

— Сынок хотел найти возможность передать ее в Новороссийск, спрашивал, приму ли я ее, ведь там крохе не место, — поделилась мать. — Дима всегда переживал за тех, кто ему доверился, больше чем за себя.

Через два дня, 11 сентября 2023-го, Дмитрия, Артема и Ноны не стало. По позиции прилетело. Неразлучная троица вместе и погибла. В последние секунды жизни «Сундук» (такой позывной был у Димы на СВО) пытался собой прикрыть подопечных, но осколки кассетного снаряда никому не оставили шансов.

— Мы узнали обо всем на следующий день. Я кричала, больше не помню ничего, — говорит Елена.

Дмитрия Судоплатова похоронили на Алле Славы кладбища Щелба. На церемонии прощания Елене вручили орден Мужества, присвоенный ее сыну посмертно. Также казаки посмертно наградили Дмитрия орденским знаком «За Веру, Кубань и Отечество» 1 степени.

Мама Героя, отдавшая Отечеству самое дорогое, что у нее есть – сына – живет теперь на два дома. Второй дом – госпиталь. Каждый день Елена решает массу вопросов, требующих внимания, времени, а иногда и нервов: получения паспортов и прочих утерянных документов, покупки новых сим-карт, блокировки банковских карт и т.д.

— Иногда очень тяжело, — признается она. — Кажется, что больше не могу, но как можно бросить? Потерянного сына мне никто не заменит, но мой Димка до последнего вздоха спасал тех, кто рядом, а я просто продолжаю его дело…

Трудно, безумно тяжело и Владу. Жить ему теперь за себя и за брата. Заступаться за слабых, не проходить мимо чужой беды… Быть рядом с мамой.

Светлана Лазебная.

Читайте также