Лариса Милькаманович из посёлка Джубги передала защитникам 10 тысяч реторт-пакетов с едой.
А началось все, по определению пенсионерки, «со стыда». В солнечную Джубгу она переехала из сурового Норильска, заработав приличную северную пенсию. Однако беззаботно наслаждаться морем и солнцем не получилось.
«Целый год с начала боевых действий я смотрела телевизор. В какой-то момент поняла, что надоела бессмысленная «говорильня», — приводит рассказ землячки газета «Северный край». — Я как раз купила новые ботильоны на весну за 5000 рублей. Смотрю на них и думаю, а что я сделала для наших ребят на СВО. А нельзя помочь голодным пацанам? На следующий день пошла и сдала ботильоны в магазин, забрала деньги и оставила их для других целей».
Лариса Ивановна решила готовить и сразу пришла идея с упаковкой. Она не должна была быть громоздкой и хрупкой. В интернете наткнулась на упаковку реторт-пакет. В таких, к примеру, продается мягкий корм для животных. Своего рода это мягкая консервная банка емкостью в пол-литра. Еда хранится не менее двух лет без холодильника. Не нужна вилка и ложка, надрываешь — и сразу в рот. Есть можно лежа, на ходу. Подогреть — хоть на горячем капоте.
Заказала запайщик, заготовки… Первым пакетам радовалась, но важно было испытать их на прочность и убедиться, что продукты в них не портятся. Их кидали с пятого этажа, топтали, оставляли на жаре, замораживали и размораживали…
Реторт-пакеты для бойцов – как палочка-выручалочка. В окружении, и когда передислоцируют, продовольствие вовремя не поспевают доставить, сухпайков нет, пехотой идут… Как писали солдаты, «Лариса Ивановна, мы ваши пакеты научили летать». Ребятам на дальних позициях их с квадрокоптеров сбрасывают. Писали также, что, лежа в окружении несколько суток, один пакет делили на троих. Командиры стараются резервировать их для ребят, которые идут на передовую.
Раньше Лариса Ивановна передавала по 100-200 консервов. Сейчас заявок от бойцов стало больше, и партии увеличились до 500 и более штук. Меню, с учетом пожеланий бойцов, разрабатывает сама. Сейчас это почти полсотни позиций. Гречка со свининой по-купечески, говядина с овощами, бигус с копченостями и черносливом, солянка с грибами, домашняя колбаска, котлеты с фасолью и рисом, тефтели из индейки с булгуром под соусом бешамель, перепелки с гречкой, голубцы… И даже холодец с добавленной для сытности крупой. Очень часто на фронт просят прислать именно это необычное блюдо.
«Что главное в одной порции? Ее должно хватить одному мужику на один день. Еда должна быть не только вкусной, но и максимально питательной. К мясу добавляю цельнозерновые крупы: овес, полбу, булгур, пшеницу твердых сортов, также бобовые – чечевицу, фасоль. Причем выбираю крупы для проращивания, они особенно полезны, с очень большим содержанием всевозможных микроэлементов», — рассказала Лариса Ивановна.
Готовится это все в однокомнатной квартире на 34 квадратных метрах. Посередине комнаты морозильный ларь на 400 литров, складское помещение на полутораметровой лоджии. Кухонька на 5 квадратах.
Все затраты — из личного кармана пенсионерки. Лариса Ивановна старается экономить. Два больших автоклава купила в рассрочку. Готовит только ночью, так как по двухтарифному счетчику электричество в два раза дешевле. А вот на продуктах сберечь копейку особенно не получается – мясо, рыба и прочее должно быть отменного качества. Однако слухами земля полнится. Люди в поселке узнали, чем занимается соседка. Стали помогать, кто чем может. Одни булку хлеба принесут, другие пачку крупы или кусок мяса, кто-то овощами поделится, домашними заготовками.
А в других городах и регионах у Ларисы Милькаманович появились последователи.
«Колыма, Саратов, Хабаровск, Сургут — много городов у меня учатся. Я объясняю, какие автоклавы есть, как с ними работать, как паковать еду в реторт-пакеты. Я рада помочь», — приводит слова удивительной подвижницы «Северный край».
Однажды в благодарность за обеды, сделанные по-домашнему и с любовью, ребята одного из штурмовых отрядов, воевавшие под Артемовском, где находится завод шампанских вин, прислали Ларисе Милькаманович бутылку шампанского.
«Трудно даже себе представить, какой путь проделала эта бутылка и как ее через бойцов и волонтеров передавали мне, – поделилась она. – Я сказала ребятам, что открою ее, только когда закончится спецоперация, и выпью за них».
Читайте также. С гвардейским приветом – бабушки. Истории о вкладе в мир и победу от добровольцев на пенсии. Ей за девяносто. Себя называет просто: бабушка Мила. Для солдат она связала носочки.