Воспоминания об освобождении от фашистской нечисти в зеркале истории.
82 года назад началось освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков. 22 января 1943 года Красная Армия освободила первые районы – Успенский и Отрадненский. Дальше – от станицы к станице, от хутора к хутору, от города к городу – Кубань очищалась от фашистской нечисти. Враг не хотел уходить. А уходя — грабил, поджигал, убивал… В год 80-летия Великой Победы мы рассказываем о героическом прошлом края и людях, отдавших жизнь за мир и Родину. В этой подборке – свидетельства очевидцев.
Кино и немцы
Возможно, старожилы помнят, что в центре Краснодара находился кинотеатр «Колосс». Двухэтажное здание дореволюционной постройки фасадом выходило на главную улицу города — Красную. До войны у «Колосса» назначали свидания, возле него любили прогуливаться горожане.
Начинался «Колосс» просторным фойе с эстрадой и буфетом. Перед началом сеанса распахивались две большие двери, и зрители попадали в зал. Он был большой, примерно на 400 мест. С балконами, лоджиями, с большой сценой с экраном и оркестровой ямой. Кресла были деревянные, с откидывающимися крышками сидений, сбитые по четыре-пять штук.
Мне повезло, я жил в двухэтажном доме рядом. С «Колоссом» у нас был общий двор, в который после сеанса выходили зрители. Выход на Красную был через арку с металлическими воротами, на ночь их запирали.
Этот человек появился в нашем дворе незадолго до оккупации. Лично я, мальчишка, с ним не общался. Соседи говорили, что он немец из Поволжья. Звали его Макс. Когда пришли немцы, оказалось, что Макс — киномеханик. До их прихода кинотеатр какое-то время не работал, но, едва обосновавшись в Краснодаре, немцы его открыли. Макс «крутил» кино для немецких солдат и офицеров. Горожан туда не пускали. Меня, как истинного киномана, это ужасно возмущало.
Дата 12 февраля 1943 года вошла в историю как день освобождения Краснодара от оккупации. Уходя, немцы взрывали, поджигали, уничтожали… Беда случилась и с нашим кинотеатром.
На рассвете Макс поднял нас всех с кроватей: «Колосс» горит! Если его не потушить, огонь перекинется, мы можем лишиться жилья!». Мы с мамой побежали во двор, там уже стояли все соседи, точнее — соседки с детьми (мужчины ушли на фронт). Понятно было, что кинотеатр действительно горит.
Макс стал нашим командиром. Двери взломали, ворвались… В фойе и в зрительном зале обнаружили зажигательные бомбы. Они должны были взорваться, как только к ним подберётся огонь. Немцы подожгли кинотеатр в нескольких местах, бомбы должны были гарантировать полное разрушение. Бомбу в фойе потушили. А к той, что в зрительном зале, у сцены, нужно было ещё добраться — горели кресла. Приходилось их отдирать и горящие тащить на улицу, тушить снегом. Делали это всё тихо, стараясь, чтобы с улицы нас не заметили. Конечно, мы рисковали. Если бы нас увидели немцы, не пощадили бы.
Когда стулья вынесли, Макс попросил собрать всё, что у кого есть резиновое. Сложили это добро в фойе и подожгли. Из окон на Красную повалил густой чёрный дым. И вовремя. Наш наблюдатель, стоявший в арке, видел, как подъехала машина, из неё выглянули немцы, чтобы убедиться, что всё в порядке, по плану, горит… Глянули и уехали.
В тот же день, ближе к полудню, мы увидели наших солдат. Мы поняли, что город освобождён. Это было огромное торжество, люди ликовали, а у нас была дополнительная радость — спасённый кинотеатр. Где-то через полгода его восстановили и ещё долго, до 1963 года, показывали кино.
В ноябре 1943 года я поступил в Суворовское училище, и дальнейшая моя жизнь пошла по военной стезе. Во время описываемых событий мне было десять лет. Я пенсионер, ветеран военной службы, с женой в браке счастлив вот уже 63 года.
Юрий Розинский, г. Новороссийск.
О чем писала газета
КОГДА ПРИШЛА ВЕСНА
«Пришла любимая Красная Армия – наша радость, наше счастье… На улице еще зима, а на душе – весна. Когда пришли красные бойцы, усталые, обветренные, мы, советские женщины-патриотки, поставили своей целью делать все, что в наших силах, чтобы помочь успешному наступлению Красной Армии…
С первых же дней освобождения Краснодара мы организовали помощь раненым. Женщины домов № 12 и № 14/1 по ул. им. Орджоникидзе ежедневно готовят из своих продуктов вкусные обеды на 30 раненых бойцов… Наши дети не отстают от взрослых. Они проводят сбор платков, салфеток, карандашей, бумаги, клеят конверты, шьют кисеты, и сами носят подарки раненым бойцам…»
24 февраля 1943 г.
Из письма жительниц Краснодара в редакцию газеты «Большевик».
Оккупация Краснодара в цифрах и фактах
«12 февраля на Кубани наши войска, в результате решительной атаки, овладели г. Краснодар, — говорилось в передовице газеты, вышедшей на следующий день. — Дорогие товарищи! Пришел конец кровавому хозяйничанью гитлеровских палачей в нашем крае. Солнце свободы снова поднялось над Кубанью».
● 6 месяцев – с 9 августа 1942 г. по 11 февраля 1943 г. столица Кубани оставалась под властью захватчиков. Эти полгода стали самыми страшными в истории города.
● 13 тысяч жителей Краснодара – примерно каждый пятнадцатый, в том числе 2178 детей и 4332 женщин – погибли мученической смертью.
● Машины смерти – душегубки немцы впервые применили в Краснодаре. В герметичных фургонах людей травили выхлопными газами. Если машина стояла на месте, смерть наступала через семь минут, если ехала — через 10. Фашисты называли это бесхлопотным устранением «человеческого мусора».
● На стадионе «Динамо» располагался один из самых больших лагерей для военнопленных на территории СССР. В нем содержалось до 10 тыс. советских солдат.
● Краснодар вошел в число 15 самых разрушенных в Великую Отечественную войну городов СССР.