Проблем, к сожалению, сейчас много.
Известный хирург, профессор, общественный деятель, президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Леонид Рошаль поделился свои мнением о состоянии сегодняшней системы здравоохранения.
В «Российской газете» он напомнил о принципах советского здравоохранения, которые были заложены врачом и революционером Н.А. Семашко.
То, что все страны, в том числе и наша, сделали за последние приблизительно 100 лет в здравоохранении — это шаг колоссальный! — считает Леонид Михайлович. — Это касается методов профилактики, диагностики, лечения многих болезней и реабилитации. Я о том, насколько мы сохранили и умножили основные принципы организации здравоохранения, которые были заложены Н. А. Семашко. Я работал в советской системе здравоохранения не один десяток лет, поездил по миру и познакомился с системами здравоохранения во многих других странах мира и утверждаю, что лучшей системы, чем советская еще никто не придумал. Характерной для советского здравоохранения являлась доступность бесплатной медицинской помощи для пациента. Была выстроена четкая система оказания медицинской помощи, начиная с фельдшерского пункта, сельского врачебного участка, центральной районной больницы и т. д. За короткий исторический период была в основном решена кадровая проблема благодаря открытию сестринских училищ и высших учебных медицинских учреждений. Обучение было бесплатным. При поступлении оценивались только знания абитуриентов. За деньги поступить было невозможно. Это было своеобразным препятствием допуска к лечению неквалифицированных врачей. Лечение было для пациентов бесплатным. Основным лозунгом на догоспитальном этапе был «Врач к пациенту». Узаконен вызов врача на дом и сестринский патронаж. Участковый врач, как правило, знал всю семью и проводил диспансеризацию и профилактическую работу для членов семьи. Поликлиника использовалась только для неинфекционных больных. Сейчас важно ответить на вопрос: насколько мы сохранили наследие Н. А. Семашко?
Мы оказались не готовыми к крупным эпидемиям, к появлению проблем с обслуживанием больных на дому, сокращению бесплатной медицинской помощи, к отказу от лозунга «Врач к пациенту», а сейчас — «Больной к врачу», больным нужно бегать по разным поликлиникам для консультаций у узких специалистов. Все это вызывает много нареканий у пациентов. Как будет решена кадровая проблема в российском современном здравоохранении, ничего не сказано. Следственный комитет не был бы завален жалобами на врачей. За исключением одного политического эпизода — «Дело врачей-убийц» 1953 года — такого в прошлом не было.
Леонид Рошаль сделал вывод, что от «системы Семашко» почти ничего не осталось. Отметил, что сегодня речь идет о недофинансировании здравоохранения, о роли профессионального сообщества, в частности некоммерческих врачебных и сестринских объединений. Профессор заявил об опасности введения обязательного исполнения клинических рекомендаций, которые предложены. Он предлагает отменить принятое и непродуманное на законодательном уровне положение об обязательном выполнении клинических рекомендаций. Они, по его словам “не могут быть одинаковыми в учреждениях разного уровня, с разным кадровым составом и материально-техническим обеспечением, на основании которых медицинских работников недобросовестные юристы привлекают к уголовной ответственности”.
Ни в одной стране мира клинические рекомендации не являются обязательными, и за их неисполнение врачей не судят, — сказал Рошаль. — Обязательными, с нашей точки зрения, являются протоколы, разработанные для конкретных учреждений разного уровня, основанные на клинических рекомендациях. И, конечно, говорить нужно о юридической защите и страховании профессиональной ответственности медицинских работников. А также и об устранении разницы в зарплатах медицинских работников в зависимости от места проживания, что порождает кадровый дефицит в регионах, о пересмотре сегодняшней формальной системы периодической аккредитации в систему действительной профессиональной ответственности за допуск к медицинской деятельности, об уничтожении фальшивых фирм, продающих документы о повышении квалификации. Ставить нужно вопрос и о том, когда заработает у нас в стране разработанная Национальной медицинской палатой лучшая в мире система независимой профессиональной медицинской экспертизы, основанная на обезличивании рассматриваемых документов и экстерриториальности рассмотрения материалов дел.
Профессор заявил, что готов говорить об этом в Кремлёвском дворце, фактически на Съезде врачей России. Он бы хотел услышать, как и когда будет решена кадровая проблема в стране, без перевода медицинских работников в батраков путем реализации новой программы отправления недоученных ординаторов на практическую работу в регионы. По его мнению, это опасно и для населения, и для самих ординаторов.
Дорогие читатели «Моей Околицы», вы согласны с мнением авторитетного эксперта или думаете иначе? Что в сегодняшней системе здравоохранения требует пересмотра, а что можно оставить? Поделитесь своим мнением!
Читайте также. Краснодарские хирурги при проведении операций начали использовать очки дополненной реальности. Инновационное устройство значительно облегчает работу врачей.