16+

Новогодние праздники на Кубани: маска осла, «волшебный фонарь» и кулачки

Фото: gpointstudio/ Freepik

Удивительные факты, невероятные истории!

Самая волшебная детская ёлка была дана2 января 1898 года в Екатеринодаре (так раньше назывался Краснодар). Представление устроили в здании Дмитриевского училища екатеринодарского благотворительного общества. Убранство и подарки (костюмы, шапки, шарфы, башлыки, материя на рубахи и пр) пожертвовали торговцы, которые сочувственно отнеслись к доброму начинанию. На празднике для детей играл войсковой оркестр! А гвоздем программы стало представление «туманных картинок», показанных при помощи «волшебного фонаря». Сеанс организовал учитель мужской гимназии С.И. Борчеевский.

В фонарь с линзой, называемый «волшебным фонарем» вставлялись стеклянные пластины, изображение проецировалось на стену через линзу, создавая те самые «туманные картины». Свет давала маленькая свеча или горелка. Похоже на диапроектор, любимый детьми в позднем СССР.

Но обратите внимание: представление состоялось 126 лет назад! Чтобы прочувствовать произведенный эффект, представьте, что в 1998 году вам показали современный планшет с его возможностями.

Самый пьяный Новый год началиотмечать в последних числах декабря 2017 года . По свидетельству современников, состояние Екатеринодара не поддавалось описанию. По улицам «пели, орали, бродили, шатаясь, пьяные солдаты». Причиной послужила «операция члена краевого правительства по ведомству финансов Ф.С. Леонтовича по ликвидации опасных запасов казённого спирта». Спирт отпускали «сначала с благоразумным ограничением, а непосредственно перед Новым годом — широкой рукой и с особым поощрением в отношении прибывших с фронта». Зато, по одной из версий, было сорвано якобы планировавшееся революционное выступление.

Самый провокационный маскарад состоялся 13 января 1908 года. Дан он был в Общественном собрании кубанской столицы в пользу благотворительного общества. Маски и наряды преобладали социально-политические. Например, человек, на спине которого «тяжёлым временем висел громадный чемодан с надписью «Городские налоги» изображал обывателя. На входе полицейские задержали горожанина в маске — ослиной морде. На спине красной рубахе нарисованы были бомбы, издевательские лозунги, а за поясом торчал пистолет. Браунинг оказался деревянным. Тем не менее, маску разоружили, лозунги и бомбы с рубахи спороли, сочтя их провокационными и оскорбительными для других участников маскарада. Осталась от образа только морда осла.

Самая массовая детская ёлка была дана 1 и 3 января 1922. В помещении театра для детей в Детском городке Краснодара устроили необыкновенное представление для голодающих детей Поволжья. Союз пищевиков, отдел народного образования и прочие организации сумели изыскать продукты, чтобы дать обед из трёх блюд: мясного супа, котлет с гарниром и сладкого компота. Также дети получили по мешку с подарками, состоявшими из кусков пирога с мясом и сладкого, куска колбасы, хлеба, яблок, орехов и пряников. Центральным событием праздником явились спектакли. «За 2 дня праздника 1200 детей побывали в Детском городке, все в котором, и большая сверкающая огнями ёлка, и прекрасные сказки, невольно переносила зрителей в какой-то новый мир», — писала городская газета.

Самый скандальный – антирождественский — карнавал состоялся в Краснодаре 7 января 1930 года. «Огни факелов, плакаты, лозунги… весь пролетариат был в этот вечер на улицах». Основное действо совершалось у собора Александра Невского. Рабочие превратили религиозный праздник сочельник в «пролетарский праздник победы на культурном фронте». Христианский храм, один из лучших в городе памятников архитектуры, по злой воле одних и невежеству других был разукрашен лентами разноцветных огней, а внутри плакатами и лозунгами, такими, как «Трактор в поле — конец Божьей воле». Спустя две недели газета «Красное знамя» сообщала, что по настоянию рабочих собор был закрыт, здание используется для культурных целей. Организовать в нем решили Дом Пролетарской Культуры имени Сталина.

Самый жестокий обычай – кулАчки. О том, что в казачьих станицахпринято было весело проводить новогодние и рождественские праздники, знают все. Но была у казаков и ныне забытая традиция драться.

«Бои происходили между мужчинами из разных краев станицы или жителями разных станиц, — свидетельствует кандидат исторических наук Игорь Васильев. Нередко — на льду реки или озера. Первыми бой начинали подростки, потом — молодые парни, следом — взрослые мужчины. Иногда к удалой забаве присоединялись крепкие старики. Такие бои проходили по строгим правилам: например, нельзя было бить лежачего. После окончания «кулАчек» «сражающиеся стороны» вместе гуляли, мирно и радостно.

После революции 1917 года бои стали более ожесточенными, с политической окраской. Например, в станице Усть-Лабинской кулачные бои начинались под сочельник и продолжались до самого Нового года, и не на жизнь, а на смерть. «В одной группе — старые закоренелые казаки (еще недостаточно «расказаченные»), в другой — бывшие красноармейцы», — писала краснодарская газета «Красное знамя» в 1923 году.

Почетный Дед Мороз — это звание с гордостью носил заслуженный артист Кубани Валерий Павлович Трифонов. Более полувека, до выхода на пенсию в 75 лет, он играл волшебного дедушку в «Новогодних фантазиях» — знаменитом спектакле краснодарской «Премьеры». Деда Мороза с более длительным стажем на Кубани просто нет! Любопытно, что на «морозный» труд его благословил сам Александр Леопольдович Хвыля — Дед Мороз из фильма «Морозко». Однажды Валерий Павлович на Кремлевской елке подменял знаменитого коллегу и тот высоко оценил его актерский талант.

Подготовила Светлана Лазебная

Читайте также: теплый след оставили в душе — подводим итоги года с «Моей Околицей».

Читайте также