16+

Партнёры, спасатели и помощники: как собаки служат волонтерами

Собаки-поводыри понимают, что их миссия – оберегать. Фото: freepik/Freepik

Собаки любят нас больше, чем мы сами.

Не зря говорят, что собака – лучший друг человека. Это первое животное, которое приручили люди. Наши истории тесно переплетены. И, кажется, собаки эволюционировали успешнее нас. Ведь они давно уже больше, чем просто домашние питомцы.  В этой подборке – истории четвероногих, которые помогают людям в их работе и опекают в обычной жизни.

Финта и Фанта

15 октября – международный День «Белой трости». Этот аксессуар помогает ориентироваться в пространстве 15 тысячам кубанцев. В их числе Мария Бондаренко из Геленджика. Но находить дорогу, беречься ям и острых углов женщине помогает не столько трость, как верная спутница и «опекунша» — собака-поводырь.

Представить себя на месте Марии просто — закройте глаза и попытайтесь налить себе чаю. Зрение женщины вдруг стало падать и процесс оказался необратимым. С работы пришлось уволиться. Дочь Настя водила маму за руку. Стирка, готовка, уборка с малых лет легли на плечи девочки. Но обузой Мария быть не хотела. Не обошлось без бытовых катастроф, но женщина научилась себя обслуживать. Узнала, что в Кисловодске есть учебный центр для незрячих, где готовят слепых массажистов. Получила «корочки», устроилась на работу в геленджикский санаторий, и на прием к ней всегда очередь.

«Соратница, собеседница, кровиночка» — так называет мама дочку — к тому времени поступила в московский вуз. Тяжело было уезжать, но хорошее образование определяет будущее. И главное – у мамы появилась компаньонка.

«Плюшевую» блондинку породы лабрадор с гордым именем Инфинити (сокращенно Финта) приобрели в новороссийском питомнике. Учеба в собачьем «университете» в Москве заняла полгода. Люди с инвалидностью I группы по зрению в нашей стране могут бесплатно получить собаку‑проводника. Но не всем под силу взять на себя обязанности по уходу и содержанию. Плюс, на всю Россию у нас лишь два питомника, где их обучают. Потому очередь «на собаку» занимает в среднем два года. И вот почему 10 лет назад в Краснодарском крае было… всего лишь пять собак, способных взять шефство над человеком (сейчас больше, но не намного).

Работа Финты начиналась со звонка будильника. Она подавала хозяйке тапочки. Прогулка, завтрак… пора на работу. Мария брала трость, шлейку: «Финта, остановка». Собака вела ее к вахтовому автобусу.

К сожалению, век четвероногих недолог. Прошлым летом Мария вновь приехала на выпускной в школу собак-помощников. Фанта также лабрадор, умница и красавица, но брюнетка. И теперь Мария ее просит: «Фанта, выход, автобус!»

Собаки-поводыри понимают, что их миссия – оберегать. Они предупреждают о препятствиях на пути, подают оброненные ключи, приносят вещи. На других собак, кошек, собак, ворон не отвлекаются. Есть ли у собак интеллект, способны они мыслить — или руководят ими дрессировка и инстинкты? Мария точно знает: им присущи все человеческие эмоции. Собакам снятся сны – и, обиженно поскуливая, они перебирают лапами в попытке кого-то догнать. Они способны удивляться – и огромным потрясением для Финты стал… лыжник! Очевидцы со смехом рассказывали, как замерла собака, а глаза ее стали как блюдца.

Ну, и главный аргумент… Они способны любить. Собака — это единственное существо, которое любит нас больше, чем мы сами. Косвенно подтверждают это и другие истории в нашей подборке.

Собаки незаменимы в работе полиции. Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Краснодарскому краю

Эльза и Ямал

Собаки незаменимы в патрульно-розыскной работе. Первый в России питомник полицейских сыскных собак со школой дрессировщиков был открыт в Санкт-Петербурге еще в 1909 году. С тех пор компетенции полицейских собак только увеличиваются. В современной полиции принято понятие «кинологический расчет». Это команда из двух специалистов. Один из них – служебная собака. По сути, она — биологический детектор. Второй специалист – оператор живого «прибора». Собак обучают в специальных питомниках. Порода, конституция и темперамент подсказывают специализацию, в которой преуспеет тот или иной пес.

Но главное все же – чтобы в кинологическом расчете сложились отношения. Специалисты должны друг друга понимать, доверять и пользоваться взаимным уважением. Процитируем «Юга», записавшие истории о работе служебных собак подразделений кубанской полиции.

— Работаем по розыску, — рассказал кинолог — старшина Валерий Левин. — Обучались с Эльзой (немецкая овчарка) в зональном центре в Краснодаре, выезжаем на преступления по убийствам, раскрытие по горячему следу. Собаке 10 лет. Характер — прямо как у девушки. Бывает очень добренькая, а бывает такая злая… Любит ласку, доброту. Очень много занимаюсь с ней в рабочее и во внерабочее время. Даже на выходных приезжаю. Она как мой ребенок. Любимое лакомство — колбасочка! Месяца четыре назад выезжали на убийство. Прибыли на заявку. Эльза занюхала исходную точку и повела в сторону дома, а оттуда — в сторону детской площадки. Там находился подозреваемый. Его задержали, потом приехала следственно-оперативная группа. Я очень люблю собак, у меня еще дома две собаки, но моя любимая — Эльза. 

А вот как отзывается о напарнике Ямале старший лейтенант Сергей Булыгин:

— Собака ходит по следу. Если происходит кража, мы выезжаем на место преступления, находим предметы, которые трогал предполагаемый преступник, или он куда-то наступил, оставил свой запах. Собака, занюхав предмет, ищет преступника. Так задержали нарушителя на даче — сосед соседа обокрал. За сутки отрабатываем все происшествия в Краснодаре. По характеру Ямал — сангвиник. Подвижный, умный, хороший пес. Любимое лакомство — сосиски, конечно, вообще все мясное. Из игрушек любит мячики, палочки. Проводим регулярные занятия на смене, после смены, иногда в свой выходной приезжаю. Дружеские отношения поддерживаем.

Собака для спасателя — и напарник, и друг, и помощник. Фото: пресс-служба ЮРПСО МЧС России.
Фото: пресс-служба ЮРПСО МЧС России

Гера и Ноя

Без служебных собак работа спасателей стала бы намного сложнее и точно – менее эффективной. Собаки спасают людей в техногенных ЧП, при обрушениях зданий, находят их под завалами. Незаменимы они в аварийно-спасательных и поисково-спасательных работах. Много человеческих жизней спасены благодаря собакам, которым удалось взять верный след.

Но кем приходится служебная собака спасателю — напарником, другом, помощником? Пресс-секретарь ЮРПСО МЧС России Римма Чернова расспросила об этом коллегу-кинолога и поделилась с нами экспертным мнением.

10 лет назад Александр Припутнев пришел в отряд, решив стать спасателем. На собеседовании ему предложили работать кинологом, и он с радостью согласился. Так, вдобавок к домашней голландской овчарке, в его жизни появились две служебных. Первая, лабрадор Гера, уже достигла пенсионного возраста. Ее дочка Ноя — в расцвете сил и энергии. Собаку обучили, аттестовали, поставили на довольствие в МЧС и она будет замещать мать. Несмотря на близкое родство, собаки абсолютно разные по натуре.

— Гера спокойная, уравновешенная. Все удивляются, насколько мы с ней друг друга понимаем, — рассказал Александр Припутнев. — Достаточно одного взгляда, чтоб она смекнула, что нужно сделать – например, уйти в сторону или отвернуться. Два моих ребенка выросли с Герой. Катались верхом — она стойко вынесла. Вообще лабрадоры самые спокойные и добрые собаки. Ноя тоже общительная и дружелюбная, но очень подвижная. Экзамен на послушание и ловкость трудно сдавали, потому что ей нужно постоянно бегать и прыгать. Еще она крупная, сильная и выносливая, что можно назвать преимуществом для работы в нашей местности. Ведь большая ее часть – это именно поиск в горах и в лесу. Помню, как-то мы искали туристов в районе хребтов Ажек и Алек, перемещались «по верхам», а там родников нет. Всем тяжело было без воды: и собакам, и спасателям. Гера еще тогда себе язык веткой рассекла, так и до сих пор он у нее раздвоенный. Еще помню, как мальчика искали, который потерялся под горой Фишт, мы с Герой в тот день были на смене. Когда под утро остановились в лесу передохнуть, уже было достаточно прохладно, и мы развели костер. Она тогда здорово меня выручила, была как грелка, обнимал ее и согревался.

А на вопрос пресс-секретаря кинолог улыбнулся. Потому что собака для спасателя — и напарник, и друг, и помощник.

Спаситель Макс

Кот Макс. Фото: Л. Орлова.

И, конечно, несправедливо было бы проигнорировать котиков. А между прочим, именно котик спас пенсионера из поселка Ильского.

Николай Иванович овдовел. И тогда дочка Люба забрала его к себе в Санкт-Петербург. Она с мужем на работе, постоянным собеседником и родной душой для старика стал кот Макс. На дачу летом вдвоем перебрались. Знал их весь поселок. Рядом и на грядках, и на лавочке, вместе ходили в гости и в магазин. Когда к соседке прибежал один Макс, стал звать за собой, та сразу поняла: что-то случилось. Иванович лежал без сознания. Врач скорой сказал, что инфаркт. Помощь, благодаря коту, пришла вовремя, старика спасли. Умер Николай Иванович Тюрин пять лет спустя. Тихо, без страданий. Просто срок на Земле вышел. Кот горевал и заболел. Люба упрашивала его покушать, утешала. Кот оттаял. И, заедая горе, растолстел. Люба старается посадить его на диету, но не слишком усердно. Говорит: «Толстый кот – гордость хозяйки!»

Подготовила Светлана Лазебная.

Читайте также