12 мая, 16+

Главный врач ККБ №2 Сергей Габриэль: искусство дарить жизнь

С.А. Габриэль. Фото: Наталья Иваненко

Краснодарской краевой клинической больнице №2 исполнилось 40 лет.

Это крупнейшее медицинское учреждение на Кубани, целый комплекс с уникальным оснащением и возможностями. Сюда приезжают лечиться пациенты из всех районов и за год в стационар принимают около 50 тысяч человек. А если посчитать, сколько малышей родилось за четыре десятка лет в стенах больницы, то получится население большого города в 200 с лишним тысяч человек! О самом важном – здоровье жителей края, о спасении жизней мы поговорили с главным врачом ККБ №2 Сергеем Александровичем Габриэлем.

– Сергей Александрович, поздравляем вас с важной датой – 40-летием больницы! Спасибо всему коллективу за спасенные жизни и здоровье миллионов жителей края! Расскажите, с чего началась история больницы и что она представляет собой сейчас?

– Спасибо! История началась с роддома, открывшегося в 1983 году. Изначально роддом №5 был рассчитан на 250 коек и 3,5 тысячи родов в год. Постепенно он расширялся, достраивался. Если вы помните, на улице Таманской было третье родильное отделение. В 1997 году его закрыли и прикрепили к нам. Сейчас там филиал нашего перинатального центра, где расположены отделения реанимации для новорожденных, для деток с инфекционными осложнениями. Там они проходят курс длительного стационарного лечения. Сейчас мы проводим 8,5 тысяч родов в год.

На сегодняшний день в нашей больнице четыре крупных лечебных подразделения: стационар с хирургическими и терапевтическими блоками, перинатальный центр, поликлиника СКАЛ и консультативно-диагностический центр. В стационар мы госпитализируем около 50–55 тысяч пациентов в год, проводим около 35 тысяч операций. Всего здесь работают более 3 200 сотрудников, из них 850 – это врачи, 1 200 – средний медицинский персонал, а остальные – парамедики, которые обеспечивают непрерывность лечебного процесса. По амбулаторным службам СКАЛ в год мы принимаем около 500–600 тысяч пациентов. У нас сложились целые династии докторов. Есть люди, которые с самого основания в больнице, у них всего одна запись в трудовой книжке.

За 40 лет мы приняли около 210 тысяч родов. Стационарно пролечили порядка 900 тысяч пациентов и выполнили почти 700 тысяч операций. Амбулаторно пролечено около 8 миллионов пациентов. Это колоссальный объем.

– Сейчас в акушерстве и гинекологии ККБ №2 – одно из передовых медицинских учреждений. Какими достижениями особенно гордитесь?

– Была прекрасная идея построить роддом в структуре многопрофильного лечебного учреждения. Другие перинатальные центры и роддома функционируют сами по себе. У нас все связано. Когда, например, акушер-гинеколог сталкивается с каким-то сложным случаем, он понимает, что рядом, у него за спиной стоят специалисты любого профиля – и кардиологи, и урологи, и хирурги. Они готовы помочь в любой момент. Поэтому у нас с 2019 года уровень материнской смертности нулевой. Очень хороший показатель благодаря командной работе. Наш перинатальный центр принимает всех сложных пациенток из других родильных домов. 60 процентов беременных – пациентки с сопутствующей соматической патологией или акушерско-гинекологической патологией. И даже при таких показателях мы не потеряли ни одной родильницы. Также по деткам. Младенческая смертность на данный момент у нас 3,1 промилле, при том, что всероссийский показатель – 4 промилле. Мы выхаживаем у себя деток со всего края с разной патологией. Благодаря уровню технического развития, уровню наших специалистов мы можем оказывать медицинскую помощь пациенткам, например, с рубцом на матке, с врастанием плаценты. Применяем уникальную. технологию, когда при врастании плаценты первым этапом проводим эндоваскулярную эмболизацию маточных сосудов. Тем самым уменьшается риск маточного кровотечения. Применяем технологию внутриутробного переливания крови плоду в случае резус-конфликта у матери и плода.

– Что вам помогает двигаться вперед? Поддержка властей, желание врачей помогать людям на новом, более высоком уровне?

– Все вместе. Здесь много составляющих. Здравоохранение – одно из самых сложных, дорогостоящих социальных направлений. Технически, инструментально зависимое. Без хорошей аппаратуры, инструментария, препаратов ничего не сделаешь. Особенно это обостряется в сложных, чрезвычайных ситуациях, например, как пандемия коронавируса. Это был вызов всему обществу, и в том числе здравоохранению. Такого количества пациентов не видела ни одна больница, ни одна система здравоохранения ни одной страны. Это была проверка на прочность. Большое спасибо нашим коллегам, главным врачам других больниц! Мы сплотились, еженедельно проводили совещания. Мы никогда не работали в условиях инфекционного госпиталя. Пришлось. Очень было трудно, много было непонятно, но мы справились. Большое спасибо всем коллегам, администрации края, министерству здравоохранения! От них была большая поддержка – помощь с приобретением аппаратуры, СИЗов, аппаратов ИВЛ, ЭКМО, КТ. Надо сказать, что больше тысячи, точнее 1100 беременных прошли лечение в ковидном госпитале. Из них почти 500 прошли через отделение реанимации.

– Вы стали сильнее? Вас это закалило?

– Конечно. После такой встряски. Полностью поменяли маршрутизацию как для пациентов, так и для сотрудников. В общем, можно целый роман написать о том, как нас закалил ковид.

– 40 лет назад не было компьютерных технологий. Врачи многое делали на ощупь. Спустя десятилетия они вооружены мощным диагностическим оборудованием. Но ведь компьютер не способен полностью заменить голову доктора?

– Да, стало больше возможностей, больше аппаратуры для диагностики, и это нормально. Я сейчас говорю о методах обследования. То, что доктору показалось и что он подумал – это его субъективные ощущения. А то, что показал аппарат КТ, УЗИ или эндоскопия – это объективная картина. Однозначно, обратного пути, когда врачи ставили диагноз на ощупь, нет. Теперь только вперед, только к инструментальным методам. Потенциал врача, безусловно, очень важен. Но молодые врачи лучше развиваются, применяя новые технологии.

– Есть у вас врачи, которые прославились на всю Россию?

– Известный хирург Владимир Алексеевич Порханов долгое время работал у нас. Наш он? Конечно! На праздновании юбилея я говорил, что с гордостью могу назвать известных сегодня медработников, которые вышли из стен нашей больницы. Это главный врач Детской краевой клинической больницы Елена Ивановна Клещенко, главный врач БСМП Николай Владимирович Босак и другие.

– Из последних достижений медицины, которые применяются в вашей больнице, что вы считаете особым прорывом?

– Направление медицинской реабилитации я считаю очень важным, перспективным и актуальным. Наша больница – якорная организация по медицинской реабилитации при министерстве здравоохранения Краснодарского края. На нашей базе есть все три этапа выхаживания пациентов. Первый этап реабилитации – на базе реанимации, второй – в стационаре, третий – амбулаторный, когда пациент выписывается и наблюдается у специалистов. Именно по этой программе мы в последнее время получаем много оборудования от краевого минздрава.

Уровень жизни, ее продолжительность растут. Раньше больше людей умирало от инсультов, а сейчас люди перенесли инсульт и живут дальше. Их спасли, но дальше нужна реабилитация. И в последнее время этому уделяется большое внимание. Инсульты «молодеют», все чаще к нам поступают молодые люди. Слышал, что в Динском районе собираются строить мощный реабилитационный центр. Это замечательно!

Наше достижение и ценность – акушерство и гинекология в структуре многопрофильной больницы. Это очень перспективное направление для развития. Результаты уже сейчас хорошие, но нужно стремиться к лучшему, к снижению детской смертности. Мы сейчас выхаживаем маловесных деток со всего края, даже весом меньше чем 500 граммов. Выхаживаем благодаря техническому оснащению и профессионализму наших врачей.

– Многие интересуются, например, капсулой, которая способна заменить привычную процедуру гастроскопии, когда пациенты с трудом переносят «глотание лампочки». Можно ли ее применять людям пожилого возраста?

– Технологии не стоят на месте. На смену обычному ручному пальпированию пришли эндоскопы с окуляром. Когда я пришел в эндоскопию в 1996 году, застал то время, когда смотрели «на глазок». Потом появились эндоскопы с трансляцией изображения на экран. Теперь появились видеокапсульные исследования. Этой технологии уже лет 15. В капсулу встроен аккумулятор, лампочка и камера. Попадая в желудок человека, она способна делать очень большое количество снимков, примерно около 50 снимков в минуту. Человек носит на себе рекордер, и все эти фотографии записываются на него. Капсула выходит естественным путем. Никакой информации в ней нет, все – в рекордере. Доктор перекидывает фото на компьютер и программа анализирует, на какие снимки обратить внимание. Для описания одного пациента доктору нужно около часа, чтобы рассмотреть сложные моменты. При помощи эндоскопа мы можем посмотреть верхние отделы – пищевод, желудок, двенадцатиперстную кишку и нижние отделы – толстую кишку. Есть энтероскопы – длинные, гибкие, которые позволяют рассмотреть тонкую кишку. Но это очень сложная процедура, делается под наркозом. Капсула предпочтительнее. Возраст для ее применения не имеет значения. Но процедура эта платная, так как видеокапсульное исследование не входит в ОМС.

– Что людям еще важно знать о новых технологиях?

– Очень активно развиваются малоинвазивная диагностика, хирургия. Это вмешательства под ультразвуковым контролем, эндоскопические. То, что раньше требовало больших полостных операций, все больше заменяется малоинвазивным вмешательством. Технический прогресс подтягивает и медицину. Кто бы раньше мог подумать, что лазером можно будет дробить желчные или мочевые камни? Наука движется только вперед.

– О чем мечтаете как профессиональный эндоскопист и как главный врач?

– Затрудняюсь сказать. Поле для деятельности большое, заболеваний много, мы еще многого не знаем. Большое количество заболеваний не органического, а функционального характера. То есть нарушена моторика – уже есть боль. При этом нет наростов, опухолей. Мы крутим, вертим, делаем УЗИ, эндоскопию и порой руки разводим, не можем найти причину боли. Еще многое к чему нужно стремиться. Очень интересное, перспективное направление – генная инженерия. Многие заболевания можно будет лечить с ее применением. Что-то подправили на клеточном уровне – и организм сам себя сможет лечить. Но это будущее.

Я считаю, что у нас в крае медицина на высоком уровне. В частности, эндоскопия. Мы в крае делаем практически все современные эндоскопические операции, которые есть в мире. Не надо ехать в Москву или за рубеж. Но всегда хочется большего. Хотелось бы больше и в плане оборудования, и в плане площадей. Те же аппараты КТ, МРТ, и было бы здорово, если бы появилась роботическая система «Да Винчи». Это тоже шаг вперед. Со временем и это у нас будет. Надеюсь, со временем фасады в больнице обновим, чтобы она была лучше и краше. Больница строилась 40 лет назад и стандарты были другие. Сейчас новые стандарты, нужны новый приемный покой, реанимации.

– Насколько перспективно такое направление, как телемедицина?

– Сейчас она очень активно развивается, особенно подстегнула пандемия. По обе стороны экрана сидят специалисты, врачи, и они общаются, принимают решение о дальнейшем лечении пациента. Пациент здесь не участвует. Его не нужно тревожить. Телемедицина предназначена для лечения сложных пациентов. У нас в 2021 году было 700 консультаций, в 2022 году – 1700, а в этом году только за 8 месяцев уже 1200. Качество оказания медицинской помощи улучшается. Консультируемся с коллегами из ККБ №1, с московским коллегами. Очень удобно и результативно.

– А выездные бригады, акция «Гастропоезд» в районах – это успешный проект?

– Гастропоезд – это была наша идея. В районах есть пациенты, которым нужна наша консультация. Доктора собирают, готовят сложных пациентов и бригада хирургов, гастроэнтерологов, эндоскопистов, специалистов ультразвуковой диагностики помогает разобраться в сложных случаях. Сейчас есть и оборудование, и машины для выезда. Проект работает успешно.

– Сергей Александрович, обращаясь к читателям «Околицы», что важное вы бы им сказали, что пожелали?

— Наверное, недостаточно мы уделяем внимания здоровью. Почему-то поездки, путешествия, праздники люди планируют. Все планируют, кроме посещения врачей, диспансеризации, профосмотров. Если раз в 20 лет прийти к врачу, он, конечно, много болячек может найти. Необходимо проверяться регулярно. Очень много правильного и хорошего было в советское время. В частности, по профилактике. Так что приходите на осмотры, не ленитесь! Это скажется на вашем качестве жизни. Не забывайте о себе! Очень важны активная физическая нагрузка и умеренность в еде. Гиподинамия и переедание – бич нашего времени. Мышцы, сердце должны работать. Думайте о своем организме и будьте здоровы!

Наталья Иваненко

Читайте также: приглашайте в гости гармониста — Эдуарду Обухову аплодировала вся Россия!

Читайте также