25 апреля, 16+

И жили они долго и счастливо… Как была устроена старинная казачья семья

15 мая — Международный день семьи. Это основа общества в любую эпоху и в каждой стране — неудивительно, что в праздничном календаре появилась такая дата. Социологи считают, что в наши дни модель семьи переживает кризис. Возможно, один из ключей к решению этой проблемы кроется в нашем прошлом. Мы знаем, что одной из самых успешных моделей называют традиционную казачью семью. Попробуем разобраться, как строгая иерархия и «казачий этикет» помогали семьям наших предков расти и крепнуть.

Перед Богом и людьми

Главным в старинной казачьей семье был мужчина, и никто не подвергал это сомнению. Основная нагрузка — служба, хозяйство, решение семейных проблем — ложилась на него. Он обучал детей работе во дворе, в поле и огороде. И, конечно, домашние проявляли к нему уважение. Отец семейства сидел во главе стола во время обеда, резал хлеб, читал молитву, первым начинал есть.

Женщина отвечала за дом — чтоб было сытно, чисто, имелись припасы, распоряжалась семейным бюджетом. Она тоже была «главная», поскольку отвечала за детей и стариков, да и за мужа тоже.

Церковь играла заметную роль в казачьем обществе, а семья считалась «малой церковью». Ребёнку давали воспитание согласно заповедям Христовым и в соответствии с «казачьим этикетом» — негласным сводом правил. Суров он по нынешним временам, но ведь история — не для копирования, а для того, чтобы брать из неё лучшее.

Неизвестная казачья семья из станицы Бриньковской. Фото: Кубанский генеалогический сайт kubangenealogy.ucoz.ru.

На «вы» и с почтением

Казачий этикет забывается. Но живые свидетельства собрали участники фольклорно-этнографической экспедиции НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор». И вот правила, которым с детства учили в казачьих семьях, записанные историком Василием Ворониным (прямые цитаты — на балачке).

*Обращение к родителям и страшим только на «вы». («Боже спасы, шоб тыкнул на батька или на дида. Тоби дадут так!»).

*Обязательное приветствие старших, даже незнакомых, при встрече. («Но еси ты тока не поздаровкаеся, вин тоби по ушам дасть»).

*Строгое подчинение воле старших, родителей. («Дедушка своему сыну, уже женатому, шо-то сказал. А тот не подчинился. И дедушка подходит, кнутом через всю спину — раз! И тот молча ушёл и сделал. Подчинялись и слушали, и понимали. Раз сказал отец!»).

*Запрет нецензурной лексики, как на улице, так и дома. («Боже упасы! Та ты шо! Дэ хто ругается, так мы уши затыкалы, шоб нэ слухать»).

*Полный запрет на курение. («Курыли однажды с другом. А дед был старый казак — как даст цепком по спине! Казал: «Поди, батькам скажи!» Так и батько добавыть»).

К кому сваты не ходили?

Воспитательные приёмы были суровыми. Дети знали, что за сквернословие, за то, что старшим в ответ на замечание будешь огрызаться, любой, даже незнакомый, может тут же выпороть. Но предки говорили при этом: «Сечь — секи, да больше гутарь да реки». То есть — убеждай словом и собственным примером.

Пора детства была полна игр и забав: девочки играли в «дочки-матери», мальчики катались «верхами» с деревянными шашками. Но и к труду приучали с раннего возраста. С пяти-шести лет дети сами пасли птицу и скот, ходили в лес собирать хворост, мыли посуду. В 8-12 лет девочек приучали готовить, стирать, штопать, шить. Мальчиков привлекали к уходу за скотом, строительным и полевым работам. К 16 годам подростки уже были полноценными работниками. То, как хорошо они трудились, определяло статус в обществе. Лодырь не мог считаться годным женихом, а дом, где жила девушка-неумеха и неряха, сваты обходили стороной.

Слово свое держали

В девушке в первую очередь ценилась скромность. Чтобы обратить на себя внимание парубка, девушка привлекала подруг, которые намекали ему о ее симпатиях. В качестве знака внимания допускались подарки. Девушки хлопцам вышивали кисеты. Парень мог подарить самодельное кольцо (из монет изготавливали, серебряных и медных). Ухаживания ограничивались провожанием домой.

Под жёстким запретом на молодёжных гуляниях было спиртное. Наказанием для нарушителя служило полное игнорирование со стороны противоположного пола. («Насчёт водки ни. Ни увлекалысь. Если придёт кто-то выпивши на гульню — уси смотрят, як на якого-то ныгодного человека»).

Ещё одна немаловажная деталь. Старшие дети в семьях приглядывали, ухаживали за младшими. В самостоятельную жизнь вступали подготовленные, зрелые, несмотря на юные года, люди. Умели работать, зарабатывать, выстраивать отношения. Рождение собственных детей молодых родителей врасплох не заставало. И жили они долго и счастливо — если щадили их величайшие испытания с войнами и лишениями.

В момент обряда венчания молодые давали слово быть верными супругами и любящими родителями. И слово держали. 200, 100 лет назад разводы, мягко говоря, не были в моде. Разногласия внутри семьи были недостаточным аргументом к тому, чтобы её рушить. Развод или внебрачная связь для супругов становились тяжёлым ударом по репутации. А это было самым страшным — потерять уважение общества.

Семья казаков Бухинских из станицы Губской. Фото: Кубанский генеалогический сайт kubangenealogy.ucoz.ru.

Чтоб друг друга не забыли

Родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, сиротам и вдовам, защищай от врагов Отечество, крепи веру, очищай душу свою… И добавляли: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя — мы казаки».

Одна из жительниц станицы Платнировской, чей возраст приближался к цифре 100, вспоминая о том, как раньше жили, сокрушалась прежде всего вот о чём: «Мы друг друга позабувалы, чужимы сталы… Жыть надо так, шоб ты всигда помогав кому-нибудь».

В старые времена, когда строилась хата, помогать приходили родственники, соседи и друзья. Совершенно бесплатно, из уважения. Предки многое делали сообща, родственные и дружеские связи выручали, поддерживали — и в радости, и в горе.

Светлана Лазебная.

Читайте также