25 апреля, 16+

«Скорая помощь» для дерева: что делать, если ваш сад зимой повредили грызуны

В феврале плодовые деревья становятся легкой добычей для множества животных — зайцев, мышей, водяных полевок и даже коз. Очень важно вовремя заметить повреждения и залечить их.

Лечить или рубить?

Бывает так, что зайцы сгрызают всю кору со ствола до высоты в один метр – везде, куда могут дотянуться. Но даже небольшие повреждения могут быть опасны, потому что это «входные ворота» для грибков и вредных насекомых.

Кроме того, кора защищает дерево от потери влаги и вымерзания зимой. А если защита в «дырах», то и эффекта от нее мало. В холода оголенная часть быстро высыхает, промерзает и трескается.

И, наконец, кора вместе с расположенным под ней камбием – это «сосуды», по которым движутся питательные вещества. Прервется эта цепочка – дереву придется плохо.

Решение о том, что делать с плодовым деревом, пострадавшим от грызунов, принимается в зависимости от масштабов повреждения. Считается, что вылечить можно те экземпляры, у которых осталось хотя бы 20% коры и корней.

Фактор времени

Специалисты предупреждают, что зимой время – крайне важный фактор. Чем быстрее вы заметите повреждения и чем раньше примите меры, тем лучше будет результат весной. Вот почему желательно посещать дачу в зимний период, хотя бы изредка.

Особенно важно провести лечение накануне морозов или даже в сами морозы, потому что так вы с большей вероятностью не дадите камбию высохнуть и избежите появления морозных трещин.

Что делать? Обмазать поврежденные участки любой садовой пастой, затем обмотать пленкой и слоем агроволокна. Это все, что в ваших силах во время зимы – а вот ранней весной, до набухания почек, нужно приступать непосредственно к лечению.

Спасет пересадка коры

В случае с небольшими повреждениями накладываем лечебные повязки. Надо обработать каждую рану фунгицидами (например, 3% раствором медного купороса) и стимуляторами роста. Затем обработайте садовым варом, пастой или замазкой и обмотайте бумагой, марлей или натуральной хлопковой тканью. Сверху для надежности можно замотать пленкой. Такие повязки оставляют на дереве до следующего года.

Можно попробовать пересадить кору на обгрызенный участок со здоровых ветвей. Правда, способ этот сложный и отнимает у растения много сил, поэтому на плодовых деревьях его не применяют, только на декоративных. Приживлять можно только собственную кору, причем размер «заплатки» должен превышать размер повреждения на 4-5 см. Кору прикладывают на зачищенный, разровненный участок, приматывая изолентой.

А вот если дерево пострадало очень сильно, придется идти на крайние меры. Растениям старше 5 лет с сильной корневой системой кардинальная обрезка позволяет восстановиться даже в почти безнадежных случаях. Для этого до начала сокодвижения деревья спиливают над самой нижней почкой, сразу обрабатывая пень садовым варом для остановки роста. Впоследствии вокруг пня развиваются новые побеги от сильных корней и спящих почек.

Еще можно сделать прививку, чтобы получить новые каналы питания и компенсировать повреждения камбия. Для прививки используют однолетние побеги или здоровые веточки диаметром около 0,5 до 1 см (можно и с других деревьев), нарезают черенки длиной, равной длине раны на стволе с добавкой 10 см. Для растений с тонкими стволами (до 3 см) применяют 2-3 веточки, для деревьев с мощными стволами – от 5 черенков. После зачистки краев раны и обработки фунгицидами делайте прививку над и под раной. Затем обработайте места прививки садовым варом и замотайте пленкой.

Прививка позволяет создать своеобразные мостики, соединяющие участки с неповрежденным камбием в обход кольцевой раны. С годами побеги срастаются и образуют утолщенный узел на стволе.

А если мыши обглодали корни, то весной надо разрыть землю, обработать раны фунгицидом, стимулятором роста и золой. Также в почву добавляют древесную золу (2,5-3 л) и суперфосфат (250-300 г), аккуратно утрамбовывают грунт, тщательно заполняя пространство между корнями. На кроне оставляют примерно столько ветвей, сколько осталось неповрежденных корней, дереву понадобится и опора для дополнительной поддержки.

Елена Шумовская

Читайте также