19 апреля, 16+

Жизнь и сказки Саши Савельева. Не скучает в четырёх стенах, его достижения просто поражают

Как живёт сейчас рекордсмен Книги рекордов России, получивший пять высших образований?

Краснодарец Александр Савельев – «тяжелый» инвалид с детства, но его достижения просто поражают: окончил школу в 13 лет с золотой медалью, получил пять красных университетских дипломов и стал одним из самых молодых ученых, заслуживших награду Российской Академии наук.

Мастер для Саши 

Сантехники нынче в дефиците. Особенно если мастер нужен срочно и в канун новогодних праздников. Людям, столкнувшимся с такой проблемой, не позавидуешь. Но почти в каждом происшествии можно найти что-то трогательное и назидательное. Именно такая история произошла с нашим героем.

– Светлана, – позвонила мне Татьяна Георгиевна, – у вас нет случайно знакомого сантехника? Очень нужен…

Когда-то давно с Савельевыми меня познакомила профессия. Александр, внештатный автор, писал для газеты, в которой я тогда работала, присылал тексты на почту. Никогда с ним не виделись, а с мамой, Татьяной Георгиевной, подружились. Иногда она появлялась в редакции и неизменно звала в гости.

Как выяснилось, у Савельевых бытовая катастрофа. Сломался бачок, вышел из строя смеситель…. Сантехник из РЭУ наговорил грубостей, перекрыл воду и ушел! Положение отчаянное, ведь Саша – инвалид I группы, а у мамы вторая группа инвалидности. Таскать тазики и ведра тяжело и унизительно. Татьяна Георгиевна открыла телефонную книжку с номерами знакомых.

Стали искать сантехника вместе. Помогали мне в этом друзья в соцсетях: нашли, оплатили вскладчину его работу. Люди писали: «Перечислил денег, малость, но от чистого сердца», «Помню талантливого хлопчика!» Уверена, проблема решилась потому, что я напомнила тем, кто забыл, и объяснила тем, кто не знал, кто такой Александр Савельев. 

Рекорд, еще рекорд! 

Школу – с золотой медалью – Саша окончил… в 13 лет. Его имя внесено в Книгу рекордов России – к 24 годам он получил пять (!) дипломов о высшем образовании, причем все – с отличием! Учебное пособие Александра Савельева по истории Древней Греции было удостоено премии и медали Российской Академии наук. Он дважды лауреат премии администрации Краснодарского края. В 2016 году стал лауреатом международной премии имени Николая Островского в номинации «За мужество, крепость духа и творческие успехи».

Саша – «тяжелый» инвалид с детства и то, чего он достиг, потрясает воображение.

– Познакомитесь, чаю попьем, – снова пригласила Татьяна Георгиевна.

Для отказа не было причины. Давно хотела поговорить с Сашей. Ну и стоило убедиться, что сантехник все починил.Чай был ромашковый, пицца авторства Татьяны Георгиевны – аппетитная. Саша – улыбчивый и слегка смущенный. Стало понятно, почему мы никогда не общались по телефону – болезнь отразилась на речи. Впрочем, недостаток быстро ушел на второй план – настолько интересной вышла беседа. 

Если с мамой вышел в путь 

– Мамочка, у вас сын! – эти слова Татьяна Георгиевна услышала 13 сентября 1978 года.

Смотрела и не могла наглядеться – такой красивый сын и родной!

– Но… Приглядываюсь и кажется мне, что левая сторона личика, глазик странно припухшие, – вспоминает Татьяна Георгиевна, – а медики пожимают плечами: «Не волнуйтесь, мамаша, все в порядке!»Дома, после выписки из роддома, она обнаружила на спине сына огромную гематому. Поняла, что Саша был травмирован. Худшие опасения подтвердились: левая сторона тела оказалась парализована. Диагноз – детский церебральный паралич – прозвучал как приговор. Страх, злость, обида, беспомощность, отчаяние – все это пережила.

ДЦП не лечится. Она смирилась с тем, что никогда ее сын не выиграет соревнования по бегу. Зато… в марафоне самых умных он станет чемпионом. Она так решила.

– Я читала ему стихи, показывала буквы, вместе мы складывали слоги. Читать Сашка начал в три года – сам. Приключенческие романы «глотал», так и пошло…

Первую дистанцию, школьную программу на домашнем обучении, мальчик пробежал быстрее ровесников. Сразу поступил на факультет языкознания Краснодарского института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. Россинского. В 17 лет получил первый красный диплом. Сложной, но интересной была дистанция в Кубанском госуниверситете – одновременно Саша учился на трех факультетах. Итого защитил пять красных дипломов по специальностям: «учитель английского языка», «педагог-психолог», «лингвист», «журналист» и «историк». 

Желания и возможности 

Саше 43 года. По квартире он передвигается на коляске. На улице не бывает месяцами. Спускаться в коляске с восьмого этажа не рискует – однажды лифт застрял, и, чтобы вызволить его, потребовалась спасательная операция.

В четырех стенах не скучает. Компьютер – друг, инструмент, выход в мир, связь с виртуальными товарищами. Левая рука не работает, а правая позволяет управлять мышкой и настукивать одним пальцем – быстро-быстро –тексты. Восхищаюсь, но, ловлю себя на мысли: когда Саша учился, персональных компьютеров еще не было, как же он справлялся?

– Рефераты и курсовые под диктовку писала я, – объяснила Татьяна Георгиевна. – В библиотеки записалась, тонны книг на себе перевезла. «Госы» и дипломы Саша защищал дома. Из университета приезжала экзаменационная комиссия. Я ждала на кухне и дрожала: почему так долго? А членам комиссии просто интересно было с ним пообщаться!

Кандидатскую диссертацию по теме Древней Греции защитил легко. Написал десятки статей и книг. И, к недоумению многих, передумал защищать докторскую. Рассудил, что двигать науку без возможности работать в архивах, хранилищах и читальных залах малоэффективно. Желания инвалида-колясочника тут мало. Свою роль сыграло и общее разочарование. Научная работа оказалась маловостребованной и низкооплачиваемой.

Как журналист тоже в струю не попал. Его тема – история, для нее не всегда в газетах находится место. 

Другая реальность 

Путь к рекордам Савельевы прошли вместе. И сейчас рядом с рабочим столом Саши стоит мамино кресло. Он работает, она рядом – вдруг понадобится ее совет или мнение? Оставив академическую науку, Саша ушел в творчество, серьезно увлекся 3d-графикой (компьютерным моделированием).

– Вот, – показывает на экране чертеж, – это будет пагода, я поставлю ее в горах.

Саша создает виртуальную среду, добиваясь иллюзии полной реальности. Пагоду строит с соблюдением пропорций, закладывая в чертежи толщину стен. Чтобы довести рисунок до совершенства, потребуется несколько месяцев. Для парня с одним подвижным пальцем работа кропотливая, ювелирная…

– Саша никогда живую природу не видел, – комментирует Татьяна Георгиевна, – а кувшинки нарисовал как настоящие!

Меня впечатлил рисунок, сюжет прост: мотыльки на свет летят. Но, присмотревшись, замечаешь, что не мотыльки это, а человеческие души. Я спросила: «О чем это?», Саша только улыбнулся. Но, кажется, моя догадка верна, картина – о материнской жертвенности.

Арт-критики оценили творчество Александра, выставки его проходят на лучших краснодарских площадках (в историко-археологическом музее им. Е.Д. Фелицына, краевом выставочном зале, библиотеке им. Некрасова и т.д.). Обычно они оказываются приуроченными к декаде инвалидов и не имеют резонанса. И денег не приносят никаких, но Саше интересно, есть кураж. 

Путь к рекордам Савельевы прошли вместе. Татьяна Георгиевна и Александр. Фото из семейного архива
«Маяк душ». Рисунок Александра Савельева
«Небесная гавань». 3d-композиция Александра Савельева

Сказка – ложь, да в ней… 

Саша пишет прозу в жанре фэнтези. Пока в стол, но это тоже дистанция, и он взял мощный разбег. Сейчас работает над циклом «Драконьи сказки». Есть в них рыцари, принцессы, приключения, юмор и грусть. В одной из сказок, героями которой он сделал крыс, есть монолог: «Такова уж суть нашего крысиного общества. Мы вроде и все вместе держимся… но при этом и каждый сам за себя и против всех».

Царапнуло. Для меня очевидно: рекорды состоялись именно потому, что мама ходила по кабинетам, договаривалась, убеждала, обращала внимание. А потом напоминала: «Саша достоин, Саше положено, помогите!» Квартиру с пандусами выбила – дали! В последние годы здоровье ее ухудшилось, в инстанциях бывать перестала. Про Савельевых забыли, тем более… «Все, что им положено, Савельевы получают».

Это так. Две пенсии и доплаты за инвалидность: сыну – за первую группу, маме – за вторую. Семья ненуждается. Точнее, живут Савельевы не хуже и не лучше других инвалидов в нашей стране. Потому «скорая сантехническая помощь» подарком стала чудесным!

– Передавайте нашу благодарность волшебникам, – попросили Савельевы.
Передаю. Спасибо добрым друзьям из Краснодара, Туапсе, Геленджика, Москвы и Новосибирска! На сантехника собрали втрое больше, чем требовалось, остаток Савельевы потратят на ремонт, давно копят (нужно перестелить пол и утеплить балкон).

На самом деле семья получила больше, чем деньги. Ценнее и дороже – внимание. Это убеждает в том, что большинство из нас не живет по законам крыс.

В тот день, когда я была в гостях у Саши и его мамы, мы засиделись дотемна. Татьяна Георгиевна включила настольную лампу. Типичная для быта инвалидов деталь. Верхний свет не зажигают, потому что замена лампочки в люстре для них – опасное приключение, грозящее падением. И в общении с Татьяной Георгиевной я почувствовала этот главный страх: вдруг ее Сашка, оставшись один (а когда-то так будет) – упадет? Кто подстрахует, подсветит? Плохие мысли гонит. Саша рядом.

Моделирует счастливую реальность и пишет добрые сказки. Каждый день вместе для них – счастливый!

Светлана Лазебная.

Читайте также