28 марта, 16+

Хороший парень и герой: история Михаила Гукова, спасшего 11 человек из автобуса, сорвавшегося в канал

9 декабря в России отмечается праздник — День Героев Отечества. Памятная дата была установлена Госдумой в 2007 году с формулировкой: «Мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих». Мы нашли настоящего героя и с удивлением узнали, что совершать подвиги в его роду, причём в подростковом возрасте — традиция, продиктованная базовыми понятиями чести.

Поцелуй актрисы

Мало кому улыбаются звёзды кино в реальности, а не с экрана. Миша Гуков, простой кубанский паренёк, сумел подняться над всеми звёздами.

В 18 лет (осенью 2005-го) он был удостоен звания гражданского мужества «Настоящий герой». Церемония проходила в Санкт-Петербурге. Ведущие — актёр, шоумен Николай Фоменко и блистательная актриса Анастасия Вертинская. Отличительный знак человека, удостоенного звания «Настоящий герой», — кольцо из белого и жёлтого золота ручной работы из двух подвижных частей. Его Михаилу вручала ещё одна звезда кино — Ингеборга Дапкунайте.

— Михаил! Для меня большая честь вручать вам этот приз, — сказала она. — Я хочу вам пожелать, чтобы происшествий больше не было в вашей жизни. А было бы больше таких дней, как сегодня, настоящих праздников!

Ингеборга Дапкунайте Мишу… расцеловала. Но как вышло, что обычный кубанский парень стал настоящим героем?

Роковой рейс

День был самый обычный. 4 января 2005 года. Миша, 17-летний студент профучилища г. Абинска, приехал на каникулы домой в станицу Мингрельскую. Мама Расима Иншаровна — зоотехник, собиралась на дежурство на ферму. Миша решил за компанию поехать, «помочь, потому что скучно без дела». Дома всегда держали хозяйство, парень с детства знал как перелить молоко, замешать корм, убрать навоз… Так, за обычными хлопотами, промелькнул день. Вечером за доярками приехал вахтовый пазик. Пассажиров было немного: Миша, Расима Иншаровна, ещё восемь женщин и четверо детей (тоже прицепились хвостиками с мамами на работу).

Мирно фырчал автобус, освещая фарами путь, переговаривались о чём-то пассажиры…

— Темно, туман, а дорога жуткая, яма на яме, — вспоминает Михаил. — Две объедешь, в третью попадёшь. Проехали половину пути до станицы. И внезапно автобус сильно подбросило, резко потащило в сторону. Ещё резкий толчок, скрежет металла и крик водителя: «Берегитесь!». Он тормозил, а машина не слушалась. Я понял, что мы летим.

Автобус пошёл юзом и с обрыва рухнул в канал. Николай Дулин — опытный шофёр, в последний момент вывернул руль, и пазик, не перевернувшись, плюхнулся в канал плашмя, на колёса. Со всех сторон в салон хлынула вода. Миг — и над водой остались лишь крыша и маленькое пространство на задней площадке. Инстинктивно пассажиры бросились туда. Единственное место, где сгрудившись, поддерживая друг друга, можно было дышать.

От удара приоткрылась форточка. С трудом удалось её открыть. Протиснуться наружу смог только худосочный Миша.

Водитель уже выбрался из кабины и голыми руками пытался открыть на крыше люк. Руки в кровь, а железу хоть бы хны. Решили, что выход один — чтобы вытащить людей, надо разбить окно. Но чем? Миша поплыл к берегу. В темноте отыскал большой камень. Едва сам не потонул, но с ним вернулся. Вдвоём с Николаем разбили большое боковое стекло. Стали вызволять детей и женщин. А они тоже проявили удивительное мужество. Плавать не умели. Приходилось нырять, чтобы пробраться к спасительному окну. Николай страховал с крыши, а Миша, пользуясь обломком поролонового сиденья как понтоном, буксировал детей, а затем женщин к берегу.

«Надо было спасать маму»

Почти 40 минут Миша не выходил из ледяной воды. Принимал человека, буксировал к берегу, возвращался к автобусу и снова плыл. И снова возвращался… Всё это, повторимся, происходило в темноте. Наконец дрожащие от холода, промокшие до нитки пассажиры пазика оказались на берегу. К прискорбию, не все. Одна из женщин погибла от травмы, которую получила при падении. За второй пассажиркой Миша нырял в автобус, нашёл, вытащил. Но помочь ей уже было нельзя — сердце не выдержало переохлаждения и стресса.

Спасшиеся обнимали друг друга и не могли поверить, что кошмар позади.

Расима Иншаровна вспоминает, что когда автобус в канал летел (секунды!) у неё вся жизнь промелькнула перед глазами. «Господи! Да спаси же ты нас!», — взмолилась она. И так получилось, что спасителем оказался сын Миша. Если бы он в тот день не поехал на ферму… лучше не представлять.

Его потом расспрашивали: «Как хватило сил, духа… Не растерялся ты — как?!»
— Я выбрался, — говорит Михаил, — мог ли я допустить, чтобы оставшиеся умирали? Надо было спасать маму и всех.
Всех вытащил. А потом побежал за помощью.

Шесть женщин считают, что Миша подарил им вторую жизнь. Для них он навсегда любимый сынок. Очень хотели его обрадовать, купили настоящие командирские часы — выпытали у Расимы, что заглядывался на них Миша, да цена неподъёмная.

Осенью, когда пришёл срок отдавать долг Родине, оказалось, что и районный военком для призывника приготовил сюрприз. На службу Михаил попал в Кремлёвский полк. Известно, что берут туда парней от 180 см и выше, Миша не дотягивал. «Гуков как никто достоин служить в элитном подразделении!», — рассудил военком.

На церемонию «Настоящего героя» Михаил прибыл в форме, сразу после присяги — командование выписало пятидневный отпуск. Телевизионщикам он был нужен в Санкт-Петербурге, а губернатору Кубани в Краснодаре. Михаила представили к медали «За спасение погибавших» — и глава региона хотел лично вручить награду, руку пожать…

Два героя на одну семью

Был ещё один Гуков — Володя. Все почести ему достались посмертно. Память о нём хранят в музеях Абинского и Северского районов.

Известно, что Володя родился в 1928 году в станице Мингрельской (Абинский р-н). Во время оккупации был связным у партизан. В горах, на территории двух районов, развернулось несколько отрядов. Пацаны вызывали меньше подозрений. Они носили партизанам еду, собирали сведения о расположении и численности врага, носили депеши… Вова Гуков считался мастером конспирации. Наряжался в лохмотья, клянчил у немцев милостыню.

В сентябре 1942-го, выполняя очередное поручение, он пришёл в табаксовхоз №6 (ныне пос. Октябрьский Северского р-на). Полицай из местных проявил бдительность, притащил подростка-чужака в комендатуру и там обыскал.

Записка, спрятанная в подкладке пиджака стала приговором для Вовы. Мальчика пытали. Требовали, чтоб выдал товарищей, отвёл к партизанам… Он терял сознание от боли, но не сказал ничего. Его заставили копать себе могилу, а потом застрели. 14 лет было Вове Гукову.

История юного героя известна каждому, кто интересуется историей родного края. Во время разговора с Михаилом вертелся в голове этот вопрос и я его задала:
— А герой-партизан — ваш однофамилец, или…?
— Мы родня!

Живая легенда

Как выяснилось, у отца Вовы, Ивана Петровича Гукова, было четверо родных братьев. Один из них носил имя Пётр, Михаилу он прадед. Соответственно, герой-партизан в родственной иерархии доводится Михаилу двоюродным дедом.

Невероятно, но факт: двух героев прошлого и настоящего никто не связал, не провёл параллели. Как говорит Михаил, вопросов о знаменитом родственнике ему ещё не задавали. А он сам не афиширует.

— Вдруг выступить попросят. Я не умею! Рад, что обо мне забыли!

После войны тело Володи Гукова перезахоронили. В центре поселка Октябрьского установлен мемориал «Они сражались за Родину». Там и его могила. Для большинства земляков он — история, легенда. Живая память уходит и «бронзовеет», принимая образы памятников, это естественно. Всё иначе для Гуковых, они часто, особенно в церковные праздники, навещают своего Володю всей семьёй (Михаил женат, воспитывает трёх дочурок. Он абсолютно счастлив со своими принцессами и нежно о них заботится.).

Помнить и почитать предков — это норма казачьей культуры. Михаил Гуков — казак, о чём уверенно и заявляет.

А кто все мы? Замечаем ли мы, как стирается в нас желание знать, сопереживать, гордиться соотечественниками? К слову, телевизионный проект «Настоящий герой» на федеральном канале просуществовал три года. Журналисты искали героев в обычной жизни — в этом был его смысл. И находили. Рассказывали всей стране истории простых людей, сумевших дать отпор злу и победивших обстоятельства. (В эфир вышли четыре выпуска с 27-ю героями). Передачу закрыли — и вовсе не потому, что герои вдруг закончились. Просто… почему-то считается, что телезрителю интереснее смотреть ток-шоу с руганью, мордобоем и полосканием грязного белья…

Но всё же мы знаем, что герои есть, они среди нас. И не раз ещё на страницах «Околицы» мы будем о них рассказывать.

Светлана Лазебная.

Читайте также