20 апреля, 16+

Цена кусочка хлеба. Воспоминания «детей войны»

Здравствуйте, дорогая редакция “Околицы”! Хочу рассказать вам о цене кусочка хлеба.

Дело было в 1943 году в селе Бжедугхабль в Адыгее. Мне тогда было 4,5 года. Но я запомнил эту историю на всю жизнь. Фашисты, которые находились в нашем селе, развлекались. Один, рыжий, его звали Курт, отламывал куски хлеба и со словами “гули-гули” бросал в снег. Двое других фашистов старались втоптать их в снег с воплями “гоп-гоп!”. Ну а мы с Виктором, которому было тогда 9 лет, старались схватить этот хлеб, такой дорогой для нас. Когда моя мать увидела все это, позвала нас домой. Тогда рыжий Курт дал нам по кусочку хлеба и сказал, мол, покажите матке дулю. Но я повернулся и ему показал дулю. За это он ударил меня прикладом, так что я полетел на землю и подняться сам не смог. Потом пролежал полгода, потому что не мог вставать на ногу. С тех пор проблемы со здоровьем.

Несмотря на боли, я занимался спортом, бегал, прыгал в высоту, поднимал гири. Однажды в 1954 году при соскоке с турника неудачно приземлился и сломал шейку бедра и повредил спину. Перенес 10 операций. Профессор медицины тогда спросил мою маму, не падал ли я раньше откуда-нибудь. Она рассказал ему ту историю, случившуюся  во время войны. Удар прикладом сыграл свою роль. Теперь я инвалид. Вот цена того кусочка хлеба.

Удивительно, что побежденная Германия выплатила моральный ущерб детям, угнанным в Германию на работы. А у нашего государства нет денег для детей войны. Мне 81 год, и сколько осталось жить? Мы подняли страну, а теперь никому не нужны.  Эта душевная боль сильнее физической. Особенно для инвалидов, отработавших по 40-50 лет, которым даже “ветеранские” не положены.

Б.С. Костанов, ст. Сергиевская, Кореновский р-н, Краснодарский край.

Читайте также