Едва освещенные тлеющим огоньком лампадки, таинственные и прекрасные святые образа в «красном углу» полутемной комнаты деревенского дома… Эта картина наверняка с детства знакома каждому, кто живал в селе. Не зря ведь и нарекали в российских деревнях «красный угол» торжественно и возвышенно: «святой», «почетный», «светлый», «заступнический», «сторожевой»…
В далекие времена, когда активно стали осваивать по всей Руси новые земли, строить новые поселения, отсутствие в ближайшей округе православных храмов побуждало переселенцев воздвигать возле деревень большие кресты или часовни. Считалось, что эти сооружения охраняют от непогоды, неурожаев, болезней селян и мора домашних животных.
Тогда же и пришли в избы верующих иконы. Ставили их традиционно в правом углу восточной части жилища. Под образа в «красном углу» ткали или расшивали специальные льняные холсты-обереги-«кутки». За «кутками» от лукавых глаз прятали деньги, поминальные записки, ценные бумаги (купчие, договоры, вольные грамоты, документы на владение землей). Здесь же хранили и «причащение» — просфоры.
В народном изобразительном искусстве, пожалуй, нет более ярких, эмоциональных произведений, чем домашняя иконопись. В чудодейственных иконах мастера-«личники» или просто «богомазы», как называли их в народе, пытались воплотить доступные простому люду понятие о достатке в доме, благополучной доле, счастье семьи.
Домашние иконы передавали по наследству из поколения в поколение. Под её всевидящим оком рождались дети, получали благословение молодые супруги, совершались обряды отпущения и поминовения близких.
Конечно, домашним образам далеко до красоты «классических» икон. Одно дело иконы в храме, совсем другое – в доме. Да и обращались к домашней иконе не с каноническими литургиями и хвалебными песнопениями, а тепло, по-домашнему, простыми проникновенными словами: «Преблагий Господи, ниспошли нам благодать Духа твоего Святого, дарующего и укрепляющего душевные силы наши»… Но и домашняя икона в семье была не ниже классической. Главное – вера!
Самыми излюбленным в народе сюжетами домашних икон были: «Сам Бог» и богороднические – «Владимирская», «Казанская», «Троица», «Троеручица». Именно такие домашние иконы в крестьянской среде считали «заступническими», покровительствующими домашнему очагу и промыслам. Любили на Руси и «угоднические» домашние иконы, изображавшие в буквальном смысле «угодивших Богу» — например, святого Николая (или Миколу) Угодника.
Домашние иконы никогда не подписывались их авторами. Искусство это так и осталось безымянным, хотя «личников» в старые времена можно было встретить в любой деревне. Домашние иконы, к какому бы чину они не принадлежали, доносят в самую обитель человека – его жилище – не только дух, имя, но и слово Божие, охраняющее нас от всех бед.
Прислал С.И. ЧЕРНОВ, г. Белореченск.
Читайте на сайте. Всегда верил в исцеляющую силу молитвы, но, как ученый, должен был доказать.