15 декабря, 16+

Звонят с незнакомого номера? Не говорите «да»!

Фото: itcrumbs.ru

Эксперты рассказали, почему опасно отвечать утвердительно на странные вопросы, которые задают по телефону незнакомые собеседники.

«Все, что вы скажете, может быть использовано против вас» – это предупреждение из голливудских боевиков стоит вспоминать каждый раз, когда вы отвечаете на звонок с незнакомого номера.

В социальных сетях россияне массово жалуются на обрушившийся в последнее время настоящий шквал странных телефонных звонков. Звонящие незнакомцы представляются сотрудниками банков или социологических фондов и просят ответить на однотипные вопросы. К примеру, у людей спрашивают: «Это Иван Петрович Иванов?» или «Скажите, вы пользуетесь интернетом?». У многих людей складывается стойкое ощущение, что звонящим обязательно нужно услышать, как им скажут одно-единственное слово – «да».

Что это, какой-то новый вид мошенничества? Для чего они это делают и чем опасно сказать «да» незнакомцу? Эти вопросы издание «АиФ» задало экспертам в сфере безопасности.

Если незнакомый абонент знает ваши фамилию, имя и отчество, постарайтесь в разговоре с ним не произносить «да», советуют эксперты. Не исключено, что странные звонки — это первые попытки мошенников заполучить цифровой отпечаток вашего голоса — биометрию.

Российские банки с прошлого года начали собирать биометрические данные россиян, которые в будущем позволят банкам обслуживать клиентов даже без их личного присутствия. По данным ЦБ РФ, биометрию уже можно сдать в 140 кредитных учреждениях нашей страны.

Для того, чтобы пользоваться банковскими услугами удаленно, человеку достаточно разрешить своему банку идентификацию по голосу и записать несколько кодовых фраз.

«Не исключено, что мошенники хотят собрать собственную базу цифровых слепков голоса жертв. Помимо простого «да», они часто просят произнести «я подтверждаю», — предупреждает директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity Softline Company Александр Дворянский.

По мнению эксперты, если у мошенника будет слепок голоса жертвы, состоящий из нескольких ключевых фраз, он вполне сможет подтвердить перевод чужих денежных средств на свой счет.

Впрочем, не все специалисты с этим согласны. Как рассказал директор Департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин, в разговоре с колл-центром банка мошенник не сможет наверняка предугадать все вопросы, а сотрудник банка заметит, что речь и интонация записанных фраз неестественны. Кроме того, с помощью звонка деньги можно перевести только на те счета, которые вы сами указали в договоре с банком.

«Отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет», — успокоил эксперт.

По словам Андрея Головина, если вы не хотите сдавать биометрические данные, вы имеете полное право этого не делать. По закону, никто не имеет права обязать гражданина сдать отпечатки пальцев, образец голоса, сетчатки глаза или рисунка вен.

Читайте также