15 декабря, 16+

«Цифровой аутизм»: зависимость от смартфонов и планшетов становится настоящим бедствием

Фото: kidsemotion.com.mx

Нужно ли “гасить” страсть детей и подростков к гаджетам или разрешать играть с ними с пеленок? Разберемся вместе с психологами. 

Дети в сети

“Племяннику всего полтора года, а он уже требует телефон вместо игрушки!”, “Внуку три, и он сам скачивает мультики”. “Сына не могу оторвать от смартфона! Уроки не заставишь делать”. Знакомо? Сегодня чуть ли не каждый малыш с пеленок тычет пальцем в смартфон. Нажал кнопку – и вот тебе яркие картинки, мелькание мультяшных персонажей. Для детей это становится любимым развлечением. Сначала некоторые родители с гордостью рассказывают о том, что их маленькие сын или дочь едва ходить научились, а уже понимают, какие кнопки им нажимать в мобильнике или планшете. Им нравится, что ребенок увлекается, не мешает взрослым, пока те занимаются своими делами. А потом в ужасе хватаются за голову: “Беда! Надо оторвать от телефона! Запретить!” А “оторвать” оказывается не просто, доходит до истерики. Детей тянет в сеть, они “зависают” в соцсетях, увлекаются видеоиграми или просмотрами игровых видеотрансляций. “Гугл” становится для них лучшим другом, а погружение в виртуальную реальность – лучшим времяпрепровождением.  

Да, сегодняшняя реальность такова, что телефоны, планшеты, компьютеры стали важной частью нашей жизни. В быту, на работе, в школе – без цифровых технологий теперь никуда. Дети со дворов практически “сбежали” в интернет и общаются там, создают группы, «чатятся». Они быстрее развиваются, потому что интернет дает такую возможность. Теперь не нужно ехать в Африку, чтобы посмотреть на то, какие там бегают животные. Открываешь интернет – и вот они, и большие, и маленькие! Хочешь построить дом – строй виртуальный, учись!

Как такового “зла” в гаджетах нет. Но когда они начинают вытеснять из жизни живое общение – стоит задуматься. Особенно это касается детей, чья психика только формируется. Проблема усугубляется, если возникает зависимость, которую эксперты приравнивают к наркотической. 

Не случайно в Америке растет число реабилитационных центров для молодежи, страдающей интернет – зависимостью. В Китае есть исправительные лагеря для таких подростков. А в Корее и на Тайване расстройства, связанные с интернет – зависимостью вообще объявили эпидемией. Российские психологи тоже бьют тревогу, называя зависимость «цифровым аутизмом». К ним все чаще обращаются родители с детьми, у которых возникают изменения в психике, нарушения сна и трудности с общением.

Фото: businessinsider.in

Боятся остаться одни

Недавно психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова провела эксперимент с участием 68 подростков от 12 лет. Каждый должен был провести в одиночестве восемь часов, не пользуясь  ни телефоном, ни компьютером, ни планшетом, не включая даже радио и телевизор. Зато можно было заниматься всем остальным, например, играть, читать, рисовать, гулять и так далее, но без интернета. При этом психолог предупредила подростков, что если за время долгого отсутствия гаджетов у них возникнет сильное напряжение, они могут прекратить эксперимент. Как вы думаете, сколько ребят довели эксперимент до конца? Всего трое. Остальные признались, что не могли выдержать несколько часов без гаджетов. Но как только получили доступ к ним, сразу же успокоились. Это объясняется выбросом дофамина, так называемого гормона “удовольствия”. Гаджеты, как оказалось, сняли страх одиночества у детей. 

Контроль плюс доверие

Заведующий психиатрическим отделением института мозга РАН Александр Чомский тоже считает, что гаджеты – не корень зла, но они могут усилить психические проблемы, которые уже есть у ребенка. Вот что говорит психиатр: “Ребенок, оставленный наедине с телефоном, планшетом, компьютером недополучает естественных стимулов к развитию в общении, игре, реальной жизни. Его социальный интеллект не формируется. Возникает клиповое мышление, ребенок не способен сопоставить факты, дать им оценку. У гармонично развивающейся личности психических расстройств не будет, даже если она возьмет в руки телефон”. 

Так что же делать родителям, чтобы их детей не затянуло в сеть и как уберечь их психику? Ведь психологи предупреждают, что слишком долгое пользование цифровыми медиа может плохо влиять на еще формирующийся детский мозг. Кстати, детям от двух до пяти лет педиатры рекомендуют пользоваться гаджетами не больше часа в день и вместе с родителями.

Фото: joyeux.nu

Детям школьного возраста надо строго контролировать время, проведенное в сети. Сколько – час, два, три – на этот вопрос не ответит ни один доктор. Решать родителям. Дозировать доступ к гаджетам обязательно и ни в коем случае не уступать просьбам “Еще капельку, еще минуточку!” Но опыт показывает, что только лишь запреты не помогут, а скорее навредят ребенку. А вы потеряете контакт с ним. Ведь главное, что должно волновать родителей – чем живет, о чем думает ребенок, какие у него проблемы и интересы, а не только то, сколько часов ему можно проводить в сети.

Психологи не советуют прятать телефон от ребенка и запрещать использовать его, не объясняя ему почему это происходит. Они считают, что если взрослые в семье постоянно сидят в гаджетах, не контролируя себя по времени, то и ребенок следует их примеру. Не стоит разрешать ребенку пользоваться компьютером или телефоном в качестве вознаграждения за какие-то дела (сходить в магазин, вымыть полы, почитать книгу, вынести мусор и т. д.). Иначе он будет считать гаджеты самым желанным удовольствием. Тяга к ним только усилится. Возьмите все вместе за правило, что на кухне, тем более за едой, и в ванной телефонам и планшетам не место. Правило может распространяться и на время перед сном. 

Психологи советуют родителям не лениться, больше общаться с ребенком, организовывать его досуг. Обязательно интересоваться, что его привлекает в сети, знать в какие игры он играет, какие чувства испытывает и по необходимости отвлекать его от гаджетов другим интересным занятием. Если он не будет вам доверять, то будет врать, прятаться, выкручиваться любыми способами. Но если вы будете уважать его права, его интересы, то он будет слушать и слышать вас. 

Наталья Иваненко

Читайте также