29 марта, 16+

В России может появится страховка «на старость»

Единая система долговременного ухода за пожилыми людьми в нашей стране только начинает развиваться. Еще одним нововведением может стать страховка “на старость”. Это сейчас обсуждают в правительстве.

Такие виды страхования многие страны из клуба «80+» ввели уже много лет назад. В Японии, например, работник платит десятую часть тарифа, остальное вносит государство. И когда человек в возрасте уже не может обходиться без помощи, страховка покрывает услуги сиделки либо проживание в доме престарелых. Обязательное страхование на случай потери автономии вследствие заболевания или старческой немощности есть и в Германии — Pflegeversicherung. Во Франции госпомощь можно получить в доме престарелых — там сегодня обитает 640 тыс. французов. А в Израиле государство привлекает волонтеров и помогает семьям, готовым опекать старшее поколение.

В России речь идет о том, что 1,5 процента от зарплаты в составе тарифа на социальное страхование может составить взнос на долговременный уход в старости

Депутаты и политики рассчитывают, что в 2024 году «средний» россиянин будет доживать до 78 лет. Очевидно, что система поддержки для людей в пожилом возрасте крайне необходима. Акцент делается на стационарные учреждения (пансионаты, дома престарелых), полустационары — учреждения с дневным пребыванием и патронажную помощь на дому. Вот только надо решить вопрос с финансированием. Дело в том, что сейчас и работа социальных учреждений, и выездные надомные службы финансируются за счет региональных бюджетов. Но средств не хватает.

За рубежом используют отдельный вид страховки «на старость», причем, как правило, с участием самого человека. У нас тоже обсуждают такую возможность, об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере. Но пока о дополнительном тарифе, речь не идет. В правительстве пытаются найти внутренние резервы в системе соцстрахования. Пока предлагается три варианта. Во-первых, можно в общем тарифе на соцстрах выделить «целевые» 1-1,5 процента конкретно на систему долговременного ухода. В ФСС имеется профицит, поэтому такое перераспределение средств реально. Во-вторых, можно использовать резерв по обязательному пенсионному страхованию. Этот резерв формируется в ПФР за счет перечисления в него средств инвестдохода, который по закону удерживается, если застрахованный гражданин меняет один НПФ на другой досрочно (с интервалом менее пяти лет). И сейчас в Пенсионном фонде этот резерв достиг внушительных размеров — 140 млрд рублей.

А третий вариант — отменить предельный «порог» заработка, после которого взносы в ПФР и ФСС уже не взимаются. Сейчас это 865 тысяч руб. в год (по взносам в ФСС) и 1,15 млн руб. (по пенсионным взносам).

Ирина Невинная, Российская газета.

«Моя Околица» — официальный информационный партнер «Российской газеты».

Читайте также