16 сентября, 16+

Геннадий Бондаренко: «Не ломайте мне крылья!»

Фото из архива Геннадия Бондаренко

Геннадий Бондаренко, с детства страдающий самой сложной формой ДЦП, создал уникальный, единственный в России театр равных. Человек, которому трудно писать и говорить, доказал, что даже тяжелейшая болезнь не может стать преградой для творчества. Поэт, драматург, актер, режиссер, педагог, автор научных публикаций – он вдохновил своим примером сотни инвалидов. Благодаря игре в театре вместе с профессиональными актерами они научились чувствовать себя свободными и поверили в свои силы.

“Распахнуто тело до струн, до колокольного звона!” – так написал он о себе в одном из стихотворений. Об этом удивительном человеке, известном под псевдонимом Геннадий Волноходец, нам рассказал коллега – журналист из Анапы. Сюда Геннадий Иванович Бондаренко переехал не так давно из Крыма вместе с женой Людмилой. У нее тоже церебральный паралич с детства, и вместе супруги прожили уже 30 лет. Людмила – жена, литературный редактор, человек, с которым можно разделить и радость, и беду, и стихи почитать. Услышав историю их жизни, в которой столько боли и радости, столько взлетов, падений, мы решили познакомиться с окрыленными верой и надеждой людьми, и приехали в Анапу. Встретили нас с радостью. Здесь рады каждому гостю, который приходит с добром.

“Главное – меня любили”

Фото из архива Геннадия Бондаренко

Квартира – на первом этаже одной из новых анапских многоэтажек. На своей инвалидной коляске Геннадий Иванович спокойно въезжает по пандусу в подъезд. Впервые вижу как удобно все устроено в доме для людей с ограниченными возможностями. Паркует ее в просторном коридоре, рядом с коляской жены. Она старается ходить сама, варит кофе и приглашает в кабинет, где супруги часто обсуждают творческие планы, беседуют о поэзии, о культуре, о жизни, о будущем. Оно стало особенно тревожить после закрытия театра “Антреприза им. Екатерины Орловой”. Свое детище Геннадий Иванович создал на родине, в Санкт-Петербурге, в 2001 году. В спектаклях, поставленных Г.Бондаренко, играли вместе инвалиды и профессиональные актеры. Интеграционный театр существовал 10 лет. За это время зрители увидели восемь спектаклей. Здесь звучали и стихи Геннадия Волноходца, автора нескольких поэтических сборников.

Кажется невероятным, что человек, который только в 9 лет начал самостоятельно есть, получил два высших образования, пишет стихи, переводит, издает сборники, ставит спектакли, публикует научные статьи и стал лауреатом международной научной стипендии Фонда Форда! Это человек с неограниченными возможностями. Сам борющийся с тяжелой болезнью, он реабилитировал сотни людей, а еще больше – вдохновил своим примером. Как это у него получилось?

Геннадию Ивановичу трудно выговаривать слова из-за родовой травмы – церебрального паралича. Особенно если волнуется. Он очень эмоциональный, интересный рассказчик, блещущий цитатами героев известных фильмов, образностью. А уж как владеет историей театрального искусства!

Я рос в Киеве, в семье, где очень любили театр, особенно мама, – вспоминает Геннадий Иванович. – Меня водили на спектакли, которые я смотрел с удовольствием. Это запало в душу и любовь к театру осталась навсегда. А главное – меня любили.

Чтобы сын мог лечиться, развиваться, родители определили его в спецшколу-интернат для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. После нее Геннадий поступил на филфак Киевского госуниверситета и закончил его с отличием. Движимый целью помогать инвалидам, он получил образование коррекционного психолога по международной программе Фонда Форда. В 1989 году впервые в СССР, в Киеве он открыл центр эстетического воспитания детей-инвалидов. Но в республике началась тотальная украинизация и Геннадий Волноходец переехал в Санкт-Петербург, где и воплотил мечту о своем театре. Визитной карточкой стал спектакль “Девушка и кентавр”. Главную роль Мужчины с ДЦП, уступившего свою очередь на уникальную операцию балерине, ставшей инвалидом, исполнил сам Геннадий Иванович. Зрители даже не поняли, что эту роль сыграл не профессиональный актер, а человек с реальным ДЦП.

Монстры или равные

  • Представляете, Игорь молчал четыре года, а после того как стал играть в спектаклях – заговорил! – рассказывает о своем воспитаннике с аутизмом Геннадий Иванович, и его голубые цвета неба глаза наполняются радостью. – Он так изменился, что даже родители не поверили своим глазам!
  • Как вы это сделали? – спрашиваю я, зная, как сложно найти “ключик” к человеку с аутизмом.
  • Просто относился к моим актерам как к нормальным людям, я их очень любил. Они доверяли мне и раскрывали свои таланты. Театральные постановки – это уникальный способ реабилитации инвалидов не только со сложными формами ДЦП, но и для детей, больных шизофренией, аутизмом, задержкой психического развития. Кстати, четыре мои воспитанницы вышли замуж, у них родились дети. У некоторых других тоже произошли заметные сдвиги в лучшую сторону и они стали чувствовать себя увереннее в обществе.

“Нужно только, чтобы у ребенка с ДЦП родители и педагоги воспитали силу воли”, – написал в своей книге “Эзоп с ДЦП” Геннадий Бондаренко. “В России, знаю по личному опыту, инвалиды с ДЦП находятся относительно социума в наиболее сложном положении, потому что даже в среде других категорий инвалидов являются изгоями. Столь низкий статус инвалида с ДЦП легко объясним психологическими клише обывательского восприятия: непропорциональное тело, непроизвольные движения, невнятная речь – зрелище не для слабонервных. Данному “монстру” испуганные граждане обязательно прилепят диагноз “идиотия”” – это тоже из книги Бондаренко.

Если у вас есть родные или близкие с диагнозом ДЦП, вам интересно будет ее прочитать. Двухтомник – настоящая энциклопедия выживания в интолерантной к инвалидам окружающей среде. Наверняка вам понравится и сборник “Зодчий любви”.

“Хочу дышать свободой!”

Вам, наверное, интересно, почему книга называется “Эзоп с ДЦП”. Если помните, философ Ксанф присваивал басни Эзопа. Геннадий Волноходец считает, что так же и нынешние “патриции” от науки используют достижения тех, над кем властвуют. Кстати,

автобиографический двухтомник “Эзоп с ДЦП” представлен в конкурсе “На благо мира”. Это настоящий манифест духовной свободы, оптимизма и деятельной жажды жизни. За работу Геннадия Волноходца можно проголосовать на сайте конкурса nablagomira.ru. Здесь можно скачать и звуковую версию книги.

А что касается театра, то это очень больная тема для Геннадия Ивановича и его супруги. Когда в 2012 году чиновники отказали в финансировании, театр закрылся, ему просто не на что было существовать. Это жестко ударило по творческим планам Волноходца. Где только он не искал сцену, профессиональных актеров, чтобы возобновить работу театра. Но ни в Воронеже, ни в Ростове-на-Дону, ни в Ставрополе, ни в Краснодаре он не нашел поддержки. Все декорации, костюмы приходится хранить где придется.  Была надежда возродить театр в Крыму и ездить с гастролями по России, но и та угасла. В Анапе сейчас тоже пока нет перспектив, невозможно найти профессиональных актеров, которые были бы готовы работать вместе с инвалидами.

Но Геннадий Иванович, от которого чиновники отмахиваются и считают бунтарем, называют “скандалистом”, не отчаивается. У него есть даже мысль вернуться в Киев, чтобы там попробовать пробить стену непонимания, неприятия и нежелания дать глоток воздуха людям, которые хотят быть не изгоями, не калеками, а равными, имеющими право на полноценную жизнь. Дай Бог, у него это получится.  

Когда Геннадий Иванович провожал меня до ворот своей многоэтажки, он в какой-то миг приторзмозил коляску, глубоко вздохнул, будто ему не хватало воздуха, и так пронзительно произнес:

Наташенька, я так хочу дышать свободой!  Так хочется кричать: не ломайте мне крылья! Мне и многим людям, которые хотят быть равными со всеми, нужен театр. Это спасение и духовное, и физическое. В жизни должен быть смысл. Без театра у меня его просто нет.

Наталья Иваненко

Кредо
Не хочу прогибаться под алчное время
Или множить уныньем вселенскую скуку,
Если Бог целовал при рождении в темя,
Откликается нрав на разжатую руку.
Не ходил в подхалимах, не буду – и в мэтрах.
Если Бог есть любовь – проложу в километрах
Состраданий тропу, не внимая кликуше.
Геннадий Волноходец

Читайте также