27 апреля, 16+

Мы обязаны им жизнью

В российской глубинке жила большая дружная семья: шестеро сыновей и две дочери. Отец, глава семейства, работал, не покладая рук, чтобы прокормить свою ораву. Мать занималась домашним хозяйством. Дети росли, учились, помогали по хозяйству.

Пролетели годы, и выросли сыновья – орлы, всем на зависть, заневестились красавицы дочери. Казалось, живи, да радуйся! Но грянула война, и ушли сыновья на фронт Родину защищать. Двое младших – добровольцами. Воевали все, как и подобает настоящим сынам Великой страны.

С фронта вернулись только пятеро, самый младший, Иван, остался вечно лежать на чужбине.

Григорий – самый старший, на фронте командовал полком, дошел до Берлина. Домой вернулся – вся грудь в орденах. Жил с семьей в Мацесте, на горе Ахун, в 2 км от крепости.

Средний брат Владимир – капитан, командовал батареей, дошел с нею до Кракова. Дважды был ранен, вернулся живым домой в Кисловодск.

Михаил воевал на торпедных катерах на Черном море. После контузии командовал разведротой. Дошел до Берлина, награжден двумя медалями «За отвагу», Орденом Красной Звезды и орденом «Отечественной войны 1 степени».

Андрей громил фашистов в пехоте. В 1942 году был тяжело ранен под Феодосией (потерял ногу). Вернулся домой в ст. Отрадо-Кубанскую инвалидом. Награжден орденом «Красной Звезды» и орденом «Отечественной войны 1 степени.

Мой дед Федор Павлович Таций воевал всего месяц, а затем был отозван с фронта, получил бронь. Оказалось, что он был нужнее в тылу, потому что был сапожником «от Бога». Всю войну дел шил сапоги солдатам и комсоставу — сам выделывал хромовую кожу, делал упряжки для эскадронных лошадей. После войны за свой труд дед был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», но почему-то скрывал этот факт, видимо считал, что незаслуженно получил – не бил фашистов на фронте. О награде я узнал только после его смерти, случайно, разбирая его документы. А ведь далеко не каждому сапожнику присваивали звание героя труда в тылу.

Мой дед умел всё: сложить дом, русскую печь, выкопать «правильный» колодец. Был такой факт в его биографии – в 74 года в х. Саратовском он один выкопал колодец глубиной 19 метров. Умел он шить гимнастерки и галифе, пальто, фуражки и папахи. Легко мог изготовить деревянную кадку, бочку, колесо на телегу, а также построить бедарку (бричку, тележку) на рессорах (как в фильме «Кубанские казаки»).

К сожалению все мои ветераны уже ушли из жизни, да и остальных участников войны становится всё меньше и меньше, но мы, потомки, должны вечно помнить о тех, кому обязаны своей жизнью, чаще повторять слова благодарности за их ратный труд, за Великую Победу! Низкий поклон вам, дорогие ветераны!

Распахнул нам ликующий май
Все сердца для любви несказанной.
Только что отгремел Первомай,
День Победы пришел долгожданный.
Победителей чествуем мы
Пред седой поредевшей колонной.
Расступаемся, дарим цветы,
На героев глядим восхищенно,
«Поздравляем!», — кричим, — «Ура!»,
Но идут старики молчаливо:
Им не громкая слава нужна,
А сердечное наше: «Спасибо!»

Потомок ветеранов С.И. ЧЕРНОВ, г. Белореченск.

Читайте также