28 марта, 16+

Выжили в фашистских концлагерях

«В каждом сердце живет Победа» — спецпроект газеты «Моя Околица» к 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. 

Ворота концлагеря Дахау. Фото: tabletmag.com

Тот, кто побывал в фашистском концлагере, никогда не забудет ужаса, который пришлось пережить. Узники концлагерей до сих пор с болью вспоминают то время, когда только чудом удалось выжить.

Историю Ивана рассказали в газете Славянского района «Заря Кубани»

Ивану Дубенскому было 15 лет, когда он попал в концлагерь «Дахау».  Материалы удалось собрать благодаря заведующей сельской библиотекой станицы Черноерковской Натальи Чернокнижниковой. Немцы угнали Ваню в Германию в начале 1943 года. «…Когда всех заключенных погрузили в товарные вагоны, мы стояли плотно друг к другу, а по прибытии к месту назначения в вагонах было много свободного места. Многие дети умерли по пути следования. Это было страшно», — вспоминал бывший узник концлагеря.

В «Дахау» он провел два года и восемь месяцев. Это первый концентрационный лагерь в фашистской Германии, созданный в 1933 году на окраине города Дахау близ Мюнхена. Узниками были 250 тысяч человек, замучены или убиты около 70 тысяч.

Иван, находясь в этом лагере, ремонтировал железную дорогу. Однажды его чуть не расстреляли. Он украл у немцев бутылку молока для больного в бараке, который до этого спас ему жизнь. Немцы обнаружили пропажу и когда пленные вернулись в барак, всех заставили поднять руки. Бутылка молока выпала из рукава Вани и разбилась.

«…Немцы сразу же поставили меня к стенке и начали стрелять. Полетели осколки кирпича. Позже я понял, что расстреливали стену вокруг меня. Но в своих мыслях я умер…», — вспоминал Иван.

Только в мае 1945 года американские солдаты освободили узников лагеря, в котором находился и Ваня Дубенский.

Фото: hallonews.net

Фото: economic-definition.com

Концентрационный лагерь Дахау был первым в Германии и являлся полигоном и образцом для создания многочисленных лагерей смерти на территории нацистской Германии.
«Никогда больше» — девиз этого мемориального комплекса. Фото: choiz.me

Историю своей бабушки Рэмы Булгаковской рассказала Екатерина Кириллова

В семье до сих пор хранится повестка, по которой Р.Н. Булгаковская обязана была 2 июля 1941 года явиться в контору труда в связи с поездкой в Германию. А неявка без уважительной причины грозила привлечением к строгой ответственности по законам военного времени. С того дня и начался для Булгаковской страшный путь по дорогам войны. Ее, семнадцатилетнюю девушку, как и сотни других, в товарных вагонах привезли в Германию. Сначала она работала у хозяев недалеко от города Штутгарта. Но вскоре за неповиновение отправили в тюрьму, а затем в крупнейший концлагерь для женщин «Равенсбрюк».

Сразу по прибытии в лагерь все женщины проходили одни и те же процедуры, вне зависимости от времени года. Их раздевали на улице догола, стригли волосы, забирали все личные вещи, документы. Так они ждали своей очереди в баню. Всем выдавали полосатое платье и деревянные шлепанцы. В этом облачении они ходили в любую погоду. У заключенных не было имен, они существовали под номерами, которые пришивались к платьям. Выше такого опознавательного кода помещался треугольный знак, который назывался винкелем. По его цвету определялась страна и категория. Так Рэма Булгаковская стала номером 13338 с красной нашивкой на рукаве, означавшей, что она политическая заключенная.

Каждый день женщины вставали в четыре утра, получали положенные им полкружки кофейного суррогата и выстраивались на улице для переклички, которая длилась 2-3 часа. Далее они отправлялись по рабочим местам на 12-14 часов. Работавшие днем имели возможность получить получасовой перерыв и обед в виде полулитра воды с картофельными очистками или брюквой. Для тех, кто трудился ночью, такого перерыва не предусматривалось. Рэма была в числе тех, кто шил форму для заключенных.

Бабушке было очень тяжело, — рассказывает Екатерина. —  Если бы не женщина из Норвегии по имени Ольга, то, возможно, она бы не выжила. Ольга делилась с ней скудным пайком, учила жить и выживать. Она была старше и мудрее большинства заключенных, стала для Рэмы второй мамой. И бабушка поклялась, что если выживет и у нее будет дочь, то она назовет ее Ольгой. Так моя мама получила имя задолго до своего рождения. При отступлении немецких войск началась эвакуация и в лагере. 27 апреля 1945 года пленных погнали на запад. Их хотели погрузить на судно, а потом его затопить. Но по дороге пленных освободила Красная Армия. Моя бабушка, наконец, смогла вернуться домой.

В «Равенсбрюке», по разным оценкам, погибли от 50 до 92 тысяч человек. Смерть наступала от недоедания, изнурительного труда, антисанитарии, издевательств. Раз в две недели штат лагеря проводил отбор узников, которых предстояло уничтожить. Прежде всего это были те, кто не мог работать. Над заключенными проводились медицинские эксперименты.

Женские пальто Ravensbraresck были отмечены крестами по пути, чтобы отличить их как заключенных. Фото: newsweek.com

На принудительных работах в концентрационном лагере Равенсбрюк. Фото: encyclopedia.ushmm.org

Читайте также