16 апреля, 16+

Подкидыш. 82-летняя пенсионерка без жилья, на инвалидной коляске

Александра Терентьевна Киселева. Фото: Н. Иваненко.

Александра Терентьевна Киселева. Фото: Н. Иваненко.

В одном из номеров «Околицы» мы рассказали историю Александры Терентьевны Киселевой из села Школьного Белореченского района. Несколько лет назад черные риэлторы обманом завладели деньгами, которые 82-летняя пенсионерка выручила от продажи своей квартиры в Сибири. Пообещали ей дом в селе на Кубани, в районе, где живет младший сын Киселевой, но привезли в хозпостройку, в которой жить было невозможно. Больная, беспомощная, она осталась без крыши над головой и фактически стала бомжом. Без прописки, без жилья, на инвалидной коляске она много лет пытается добиться справедливости и вернуть свои деньги.» 

Александра Терентьевна — подписчица «Околицы». Из нашей газеты она узнала о благотворительном фонде «Поколение» и попросила юристов помочь. Работники фонда помогли отстоять ее права в суде. Вместе с ними мы отправились к Александре Терентьевне, чтобы передать документ — решение суда, который встал на ее сторону. Она все еще не верит, что получит свои деньги обратно и сможет купить свой собственный, пусть даже самый маленький, дом.

«Я бы разучилась разговаривать»

Она встретила нас, беспомощно  скользя слабой рукой по большим, тяжелым колесам старой инвалидной коляски. С трудом пыталась вырулить ближе к порогу, к ветхой двери, которую никогда не закрывает. Улыбается. Мокрое от пота и бесконечных усилий лицо сияет от счастья. Александра Терентьевна радуется гостям как ребенок: «Здра-а-а-вствуйте!»  А у меня — ком к горлу: как в ужасной, жуткой обстановке она не разучилась улыбаться и радоваться?! В сарае, крыша которого вот-вот упадет на голову, в полной антисанитарии, в трущобе, напоминающей помойку! Как?!

В доме нет воды, газа. Она показала нам комнату, где спит и тут же еду готовит на маленькой электрической одноконфорочной плитке. Зимой жилище продувает со всех сторон, едва спасает печка, которую бабушка топит скудным запасом дров. Сейчас, летом, жара стоит невыносимая, а ей негде искупаться, да и некому помочь это сделать.

«Я привыкла», — тихо произносит она. Опускает глаза, стыдливо отводит взгляд и ищет, чем бы угостить. Дотягивается до холодильника, достает чашку с черешней и  протягивает нам, несмотря на то, что отчаянно отказываемся. Фрукты, хлеб, может, чуть овощей — холодильник почти пуст. Сердце кровью обливается. Ее саму хочется накормить, пожалеть, а она за нас переживает. Глядя в ее глаза понимаешь абсолютную чудовищность поступка людей, которые посмели ее обидеть, обокрасть, лишить и денег, и крова.

— Хлебушко есть и хорошо, — успокаивает нас. — Вы не отказывайтесь! Гостей надо угощать. Да вы садитесь куда-нибудь, в ногах правды нет.

Присесть некуда, что-то похожее на стулья завалено тряпьем и маккулатурой. Убираться в доме 83-летней бабушке так же тяжело, как и передвигаться. Да это жилище домом не назовешь. Оно больше похоже на курятник. Куры бродят здесь как хозяева, составляя хоть какую-то компанию одинокой бабуле, скрашивая ее тусклые будни.

— Я с ними разговариваю, а с кем еще? Иначе я вообще бы разучилась разговаривать.

Дикость. Вокруг ведь люди, соседи!. А тут, рядом, пожилой человек на инвалидной коляске просит не выбрасывать ветку от яблони во дворе. Оказывается, она ей нужна, чтобы этой сухой веткой зацепить постиранные вещи и забросить их на проволоку, чтобы просушить!

Александра Терентьевна признается, что некоторые ее считают «дурочкой» и пальцем у виска крутят, глядя в ее сторону. Но некоторые люди жалеют, иногда помогают. Понятно, что мы знаем историю только с ее слов, но ситуация ведь, в которой оказалась беспомощная пенсионерка, сама по себе тревожная. Не должен человек существовать в таких нечеловеческих условиях, тем более с инвалидностью!

— Я крайне редко обращаюсь к соседям. Стараюсь сама справляться как-то, — говорит она.

— А что соцзащита? Соцработники вам разве не помогают?

— Помогали одно время, потом перестали. Кому я нужна? Я же подкидыш, без дома, без прописки. Меня привезли сюда и бросили. Я предлагаю людям прописать меня хотя бы за тысячу рублей в месяц, но все отказываются.

Петух здесь как хозяин. Фото: Н. Иваненко.

Петух здесь как хозяин. Фото: Н. Иваненко.

Александра Терентьевна живет в трущобе, напоминающей помойку. Фото: fondpokolenie.ru

Александра Терентьевна живет в трущобе, напоминающей помойку. Фото: fondpokolenie.ru

Зимой жилище продувает со всех сторон. Фото: Н. Иваненко.

Зимой жилище продувает со всех сторон. Фото: Н. Иваненко.

«Околица» мне помогла

Вот уже почти 10 лет бабушка ютится по чужим углам. Рада, что хоть в этой развалюхе разрешили пожить. Хозяева уехали, а она пустует. Пыталась судиться с тем мошенником, который обманом присвоил ее деньги, а жилье не отдал. Был суд, и он тоже встал на ее сторону. А толку? Никто ничего не вернул. Темная история.

Началось все с того, что В 2009 году у Александры Терентьевны случился инсульт и ее парализовало. Она решила  переехать из Хакассии, из квартиры на четвертом этаже, поближе к родственникам, в Кемеровскую область. В Юрге она прожила десять лет до тех пор, пока не надумала поехать ближе к сыну, в Белореченский район. Договорилась с риэлтером, женщиной, которая подыскала дом в селе Школьном. Киселева отправила туда контейнер с вещами и сама приехала с сопровождающим. Как рассказывает пенсионерка, риелтор, сопровождающий и хозяин, который должен был продать дом, сговорились, предоставили фальшивый договор, поделили ее деньги, воспользовавшись беспомощностью, и «умыли руки». Обманутую Александру Терентьевну оставили в хозпостройке, где она жила долгое время, где, по ее словам, ей создали невыносимые условия, лишь бы она покинула и это пристанище. С тех пор и мыкается, неприякаянная.

— Знаете, мне подарил «Околицу» один знакомый из Белореченска, — рассказывает Александра Терентьевна. — Принес и сказал: «Пусть она тебе поможет!» И она помогла! Нашла там номер телефона благотворительного фонда, позвонила и ребята приехали. Спасибо им огромное! И газета чудесная, она мне как родная уже. Только ее и читаю. Теперь, когда получили решение суда в мою пользу, есть надежда, что человека, обманувшего меня, заставят вернуть деньги. Хотя я не очень в это верю. Боюсь, что найдутся люди, которые его прикроют.

— Мы надеемся, что дело сдвинется с места, — говорит Ярослав, заместитель директора фонда «Поколение». — По крайней мере, мы сделали все возможное. Теперь надежда на судебных исполнителей, приставов.

Подлость и милосердие

С тяжелым чувством мы возвращались домой. В голове звенело с горечью брошенное Александрой Терентьевной слово «Подкидыш». Долго ей еще так маяться? Размышляли о людской жестокости, подлости, наивности, беззащитности, о сострадании и милосердии, об отношении детей к родителям. Ведь у Александры Терентьевны есть сыновья. Младший лишь изредка приезжает из Белореченска, чтобы помочь с продуктами. У него тоже нет своего дома, живет на съемном. Старший — далеко, на Севере, даже не звонит. Почему? Дети — это для нее больная тема.

Но где тогда социальные службы, администрация села? Почему они не помогают немощному больному человеку? Мы позвонили в центр соцзащиты населения, в отдел Школьненского сельского поселения. Нам ответили, что А.Т. Киселева несколько лет находилась на социальном обслуживании, но потом сама отказалась от услуг, за которые у нее была задолженность. Дело в  том, что она не является малоимущей, пенсия выше прожиточного минимума, а для таких пенсионеров предусмотрена плата за оказываемую им помощь. По словам работников соцзащиты, платить А.Т. Киселева отказалась. Говорят, помочь оказавшейся в трудной жизненной ситуации и без жилья пенсионерке была готова и администрация сельского поселения, предлагали варианты, даже находили временное жилье, но пенсионерка отказалась и от этого.

Наверное, бывает так у пожилых людей, которых сильно обидели, ранили, обманули. Весь мир теперь словно против них. Они замыкаются в себе, в своих мыслях, обрекая себя на одиночество. Порой и от помощи отказываются. Волонтеры фонда «Поколение» приехали к Александре Терентьевне, чтобы привести в порядок ее жилище. Отказалась.

Кстати, одна из читательниц «Околицы», узнав об истории пенсионерки с ограниченными возможностями, позвонила в фонд и предложила бабушке пожить в квартире, которая у нее свободна. Почему бы не согласиться? Ведь есть люди, которые искренне хотят помочь! И уже помогают, как, например волонтеры фонда «Поколение». Прекрасные здесь ребята! Отзывчивые, добрые, милосердные.

Вот что они написали на своем сайте после поездки к Александре Терентьевне: «Мы в фонде искренне надеемся, что хороших людей больше, чем плохих и будем делать все от нас зависящее для помощи нуждающимся пенсионерам, которые оказались жертвами несправедливости. Пусть у них останется вера в добро и вера в людей!»

 Волонтеры фонда “Поколение” приехали к Александре Терентьевне. Фото: fondpokolenie.ru

Волонтеры фонда “Поколение” приехали к Александре Терентьевне. Фото: fondpokolenie.ru

Наталья Иваненко.

Читайте также