28 марта, 16+

Ожог войны непроходящий

В краснодарском издательстве «Книга» вышел сборник стихов и прозы Юрия Кузнецова «Со страны начинаюсь…». Воспоминания о войне стали важнейшими мотивами его поэзии. О великом поэте рассказала генеральный директор издательства «Книга» Татьяна Андреевна Василевская. Вот лишь некоторые отрывки из этого большого рассказа об этом удивительном человеке. 

Юрий Кузнецов. Фото: dompisatel.ru

Юрий Кузнецов. Фото: dompisatel.ru

Автор книг «Край света – за первым углом» (1976 г.), «Выходя на дорогу, душа оглянулась», «Стихи» (1978 г.), «Отпущу свою душу на волю» (1981 г.), «Русский узел» (1983 г.). Первый поэтический сборник Юрия Кузнецова «Гроза» был издан Краснодарским книжным издательством в 1966 г. Сборник стихов «Душа верна неведомым пределам» удостоен Государственной премии РСФСР (1990 г.).

Награждён орденом «Знак Почёта» (1984 г.). Лауреат Государственной премии РСФСР (1990 г.), Есенинской премии (1998 г.), премии имени М.Ю. Лермонтова (2001 г.), премии Д. Кедрина «Зодчий» (2001 г.), Международного конкурса «Литературной России» (2003 г.).

Умер 17 ноября 2003 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Строчкой подбрасывал «угли»

Творчество Юрия Кузнецова вызывало горячие споры с самого начала его поэтической биографии. Они не стихают и по сей день, спустя десятилетия после его смерти. Одни его критикуют, другие – причисляют к первым поэтам России, «для одних его лирический герой кажется героическим, былинным богатырём, другие называют суперменом». Скрещиваются критические шпаги. При жизни в этот костёр подбрасывал «угли» и сам поэт: то строчкой ошарашивающей, то темой совершенно непривычной, то статьёй, в которой восставал против традиционной, устоявшейся точки зрения. И чтобы согласиться с ним, понять его, надо вновь и вновь перечитывать, думать, спорить или признавать: да, неожиданно, но ведь верно. Честность и правда были определяющими творческими и гражданскими принципами Юрия Кузнецова – выдающегося поэта, нашего земляка – уже в начале его трудного, яркого творческого пути.

Впрочем, земляки не очень гордятся этим именем, о Кузнецове подзабыли, 75­летний юбилей поэта остался незамеченным на Кубани. А в Москве вышли четыре книги, в том числе проза Юрия Поликарповича, не публиковавшаяся ранее.Творчество Юрия Кузнецова вызывало горячие споры с самого начала его поэтической биографии. Они не стихают и по сей день, спустя десятилетия после его смерти. Одни его критикуют, другие – причисляют к первым поэтам России, «для одних его лирический герой кажется героическим, былинным богатырём, другие называют суперменом». Скрещиваются критические шпаги. При жизни в этот костёр подбрасывал «угли» и сам поэт: то строчкой ошарашивающей, то темой совершенно непривычной, то статьёй, в которой восставал против традиционной, устоявшейся точки зрения. И чтобы согласиться с ним, понять его, надо вновь и вновь перечитывать, думать, спорить или признавать: да, неожиданно, но ведь верно. Честность и правда были определяющими творческими и гражданскими принципами Юрия Кузнецова – выдающегося поэта, нашего земляка – уже в начале его трудного, яркого творческого пути.

Принято считать, что Юрий Кузнецов – тихоречанин, но родился он в станице Ленинградской в июне 1941 года, перед самой войной.

Новое имя в литературе

В его жизни много загадочного. Появление на свет будущего поэта предсказала астраханская гадалка летом 1917 года, когда его матери было пять лет. В годы войны тоже случилось чудо, словно сам Господь оберегал его. Разведчик Поликарп Кузнецов спас свою семью, приговорённую фашистами к расстрелу. Господь хранил его и в годы войны, и потом, в нищее, тяжёлое детство, в пору безотцовщины.

С 1943 года Юра Кузнецов жил в Тихорецке. Здесь окончил школу, в тихорецкой газете впервые были опубликованы стихи начинающего поэта. Поступая в пединститут, сочинение написал сразу набело, без черновика, черновиков он просто не признавал. И поступил. Но, «к ужасу матери», бросил институт после первого курса. После армии, а служил сначала в Чите, потом на Кубе, учился некоторое время в Краснодаре, работал в «Комсомольце Кубани». На страницах молодёжной газеты публиковались стихи молодого поэта, с восторгом принятые знатоками поэзии. Они понимали: рождается новое имя в литературе не только Кубани. Правда, в молодёжке Юрий Кузнецов проработал недолго. Выполнять заказуху, что так часто приходилось делать газетчикам в ту пору, искренний, глубокий, талантливый человек не мог.

Когда «переломилось время»

Кстати, первые стихи будущий известный поэт написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, не придавая своему увлечению серьёзного значения. И сам не заметил, когда стихи стали для него всем: «и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой».

Первый сборник стихов Кузнецова был включён в план Краснодарского книжного издательства, когда он был ещё студентом. Его стихи печатались в тихорецкой газете и краевой молодёжке «Комсомолец Кубани».

На молодого поэта обратили внимание в Союзе писателей. Но после первого курса его призвали в армию, и книга «вылетела» из плана. Она вышла лишь через восемь лет, в 1966 году, когда Юрий Кузнецов был уже студентом Литературного института имени М. Горького. Но и это для той поры – случай уникальный.

Это было время, когда стихи читали, переписывали в тетрадки (при огромных тиражах их приходилось добывать с огромным трудом, по блату, или просить у знакомых). Он ходил по редакциям, но на него смотрели, как он вспоминал, «как на сумасшедшего». И он перестал ходить. Потом что-­то в обществе сдвинулось, изменилось, «и в воздухе переломилось время…» После первой московской книги, сделавшей имя поэту, двери всех редакций для него были распахнуты настежь. «Мои стихи печатали охотно, ничего в них не понимая», – скажет потом Юрий Поликарпович.

Главной темой Кузнецова – и в начале творчества, и до последней строфы – была война. Она обожгла его по­- настоящему:

Ю. Кузнецов:

«Сиротство, безотцовщина очень меня поразили, а поразили они весь народ (то есть меня поразило то, что и всех – вот эта трагедия). Поэтому я и стал поэтом, я так считаю – поэтому. Из этой семейной драмы – через народную трагедию военную – я и вышел таким».

Фото: portal-kultura.ru

Фото: portal-kultura.ru

 «Главное – поднять духовность»

Став признанным поэтом, Юрий Поликарпович Кузнецов приезжал на Кубань, ездил по краю, участвовал в литературных праздниках, которые в то время были традиционными. По всей Кубани проходили встречи с известными прозаиками, поэтами страны: В. Распутиным, В. Беловым, С. Рассадиным и т.д. Сегодня вспоминаю забитые залы дворцов культуры, аудитории читающих людей, знающих эти имена, интересные вопросы, с грустью. Неужели это было?

В моём архиве сохранилось интервью, которое было опубликовано в «Комсомольце Кубани». По сей день помню эту беседу, каким искренним, глубоким был тогдашний разговор с выдающимся поэтом.

Юрий Поликарпович говорил: «Немало мы утратили, но то, что осталось, сбережём, сохраним. Дело не только в памятниках, музеях, реликвиях наших. Главное – поднять духовность, уровень культуры, тогда у нас будет «музей под открытым небом.»

В 1989 году Кузнецов впервые был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР. Однако его сборник «Душа верна неведомым пределам» демонстративно «замолчали». В результате интриг литературного начальства премия была вручена другому, посредственному поэту, имя которого сегодня не вспомнит, пожалуй, даже серьёзный, знающий филолог.

Государственной премии России Юрий Кузнецов был удостоен в следующем, 1990 году. Видимо, всё же литначальство усовестилось, исправило «ошибку».

Юрий Поликарпович не мелькал на телеэкранах, пиаром не занимался принципиально. Да его и не баловали телевизионщики. Его читатель – глубокий, знающий и любящий по-­настоящему поэзию – остался верен ему и сегодня.

Слёзы России

1965 год.

Со страны начинаюсь,
С войны начинаюсь…
Отец мой окончен войною,
В чистом поле его,
Прорастая, распяло жнивье,
Я завернут в портянки.
Россия стоит надо мною.
Как круги под глазами,
Траншеи на бледном лице у нее.

Мир, разорванный свастикой,
В улицы входит пустые.
Чистит немец ботинки
Родимою щеткой овсов.
Мама, мама, не плачь!
Ты утри свои слезы, Россия!
Слезы, длинные,
Как отступления наших отцов.

Продолжаюсь войной,
Продолжаюсь страной,
Подымаюсь из белой березы,
Из руды, из мартена,
Из розы с шипами ракет,
Но кричат до сих пор,
Высыхая, те скорбные слезы.
И от них ни забвенья, ни сна
Моему поколению нет.

огонь 

 Память

1965 год.

Снова память тащит санки по двору.
Безотцовщина. И нет воды.
Мать уходит в прошлое, как по воду,
А колодец на краю войны.

Он из снега черным солнцем светит,
Освещая скудным бликом дом.
И на санках ведра, будто свечи,
Догорая, оплывают льдом.

Не ходи ты, ради Бога, мама.
К этому колодцу за войной!
Как ты будешь жить на свете, мама,
Обмороженная сединой?

Ты в тепле, зажав лицо руками,
Станешь слезы медленные лить…
Будет обмороженная память
Через годы с болью отходить.

за водой

 Гимнастёрка

1974 год.

Солдат оставил в тишине
Жену и малого ребенка
И отличился на войне…
Как известила похоронка.

 Зачем напрасные слова
И утешение пустое?
Она вдова, она вдова…
Отдайте женщине земное!

И командиры на войне
Такие письма получали:
«Хоть что-нибудь верните мне…»
И гимнастерку ей прислали.

Она вдыхала дым живой,
К угрюмым складкам прижималась,
Она опять была женой.
Как часто это повторялось!

Годами снился этот дым,
Она дышала этим дымом –
И ядовитым, и родным,
Уже почти неуловимым.

Хозяйка новая вошла.
Пока старуха вспоминала,
Углы от пыли обмела
И – гимнастерку постирала.

februar09-1425

Читайте также