19 апреля, 16+

Трепет красного бархата

“Очаровательный человек! Потрясающая женщина! Великолепный музыкант нам на радость!”. Такими словами проводил на репетицию оркестра Зою Георгиевну Розен коллега — музыкант Юрий Донченко. В эти дни талантливая скрипачка, концертмейстер, удивительная женщина едва успевала благодарить поклонников за поздравления и комплименты. На днях Зое Георгиевне исполнилось 80 лет! Она до сих пор играет в оркестре краснодарского Музыкального театра ТО “Премьера” им. Л.Г.Гатова. Мы тоже поздравили ее  с юбилеем и услышали фантастический голос старинной скрипки!

В блеске карнавала

Стройная, подтянутая, осанка ровная, походка летящая. Если не знаешь, ни за что не догадаешься, что Зоя Георгиевна разменяла уже девятый десяток. А ведь больше 60 лет в театре, так и хочется сказать — на сцене! Но нет, в оркестровой яме. Это симфонический оркестр на виду у зрителя, а тех, кто исполняет музыку к операм и опереттам слушатели почти не видят.

— Я с юности мечтала играть в “симфонии”, но так сложилось, что всю жизнь — в опере и оперетте, улыбается Зоя Георгиевна.

И не одна, а вместе с мужем — известным в стране дирижером Эриком Викторовичем Розеном. Он долгое время работал главным дирижером сначала в Саратовском, потом в Краснодарском Музыкальном театре, а потом уехал в Омск, где больше 20 лет супруги вместе дарили радость и свой талант слушателям. Любовь, страсть к музыке, творческий настрой — все это они пронесли через 42 года своей совместной жизни. И до сих пор были бы счастливы. Но в 2005 году Эрика Викторовича не стало, а Зоя Георгиевна вернулась в Краснодар.

— Думала, все, не смогу больше играть, без него, — говорит Зоя Георгиевна. — Но долго не выдержала. Снова потянуло в оркестр. Это моя жизнь, моя любовь, моя судьба.

И годы не имеют значения. Через минуту Зоя Георгиевна спустится в оркестровую яму, обнимет свою удивительную, сделанную рукой немецкого мастера, скрипку, возьмет в руки смычок, включит лампочку на пюпитре, перелистнет нотную страницу и зазвучит “Ночь в Венеции”. Оркестр “настроит” движение на сцене — голоса, танцы, и “поплывут” лодки по венецианским каналам под музыку И.Штрауса. Сегодня — почти четырехчасовая репетиция, а завтра эту искрящуюся блеском, юмором и интригой оперетту увидят сотни жителей города и услышат удивительные, блестящие партии любимого оркестра. Сколько их было, театральных постановок, в которых пела и скрипка Зои Розен! Сотни! И сколько еще будет!

Фото: Наталья Иваненко

Фото: Наталья Иваненко

Как скрипка спасла

Стихли овации, улеглись эмоции зрителей. Через два дня мы уже сидим на маленькой кухоньке Зои Георгиевны и пьем зеленый чай с ароматным яблочным пирогом с корицей. Она сама его испекла. Очень вкусно! Долго беседуем о музыке, о нынешней меняющейся культуре. Представляете, еще 20-30 лет назад театр давал по 26-30 постановок в месяц, а сейчас только  5-6! Конечно, говорим о прошлом. Вспоминает Зоя Георгиевна детство. Родная мама Зои умерла, как только малышка появилась на свет, в 1938 году.  Всю заботу о девочке взяла на себя сестра матери. Она полюбила Зою как родную, воспитала вместе со своим сыном и привила любовь к музыке. Дала в руки скрипку, на которой любила играть сама. А ведь это было трудное послевоенное время. У девочки был явный талант. Закончила музыкальную школу в Ижевске, училище, а потом и консерваторию в Казани.

Два банта торчат из-за стола, меня почти не видно, а в приемной комиссии спрашивают: “Девочка, ты откуда?” Я говорю: поступать к вам пришла! — со смехом вспоминает свое первое появление в консерватории Зоя Георгиевна.

Выросла Зоя, выросла и скрипка. В 1963 году у нее появилась старинная, немецкая, сделанная под оригинал “Амати”, которой теперь уже больше ста лет. Ее она никогда не променяла бы ни какую другую, пусть даже новую и шикарную. Такой трепет испытываешь, когда Зоя Георгиевна открывает старый деревянный футляр, достает уникальный  инструмент. Раритет, какой редко увидишь! Потертый, за десятки лет “отполированный” руками и “трудами” красный бархат,  которым обит футляр, старенький стеганый чехол, укрывающий скрипку. Чувствуется, во всем этом — душа целой эпохи, огромный пласт культуры, который так и хочется оживить, услышать.  Бесценная вечная классика, такая разнозвучащая  музыка к современным постановкам. Нежная и бурлящая, романтичная и героическая, и всегда — наполняющая душу.

— А что это за трещина на футляре, такая большая? — интересуюсь я.

— Молодая совсем еще была, шла после премьеры домой ночью, по улице, — вспоминает Зоя Георгиевна. — Вдруг сзади какой-то парень обхватил меня руками и кричит: “Давай пообщаемся!” Ну я и “пообщалась” — как дала футляром с размаху! И — бежать, не оглядываясь. Примчалась домой, дрожащими руками открываю — скрипка целая. Выдохнула. А трещина вот эта осталась. На память.о том, как скрипка меня спасла.

В то время у Зои Георгиевны и Эрика Викторовича уже родился сын Алексей. У мальчика тоже проявились музыкальные способности, он прекрасно играл на фортепиано, получил высшее музыкальное образование, стал композитором. Теперь живет и работает в Москве. Только вот внуков от него мама никак не дождется.

Фото: Наталья Иваненко

Фото: Наталья Иваненко

“Не “ку-ку”, а моя работа”

Вместе листаем альбомы со старыми фотографиями и жизнь прекрасной семьи — как перед глазами. Вот Зоя и Эрик молодые, в ЗАГСе, одетые просто, но счастливые! А вот на сцене, а здесь — за столом и в кругу коллег. Здесь вот день, когда Зое Розен вручили звание “Заслуженный работник культуры”. Странно, почему-то не “заслуженная артистка” и даже не “деятель культуры”. Да много в жизни странностей и несправедливости. Одно неизменно и не фальшиво — музыка!

Зоя Георгиевна берет скрипку, мягко прикасается смычком к струнам и глубокий пронзительный “голос” вдруг уносит тебя из реальности. “Адажио” А.Вивальди. Звуки “обливают” душу, словно из чистого ручья, и ты забываешь о житейской суете. Здесь, у окна стоит удивительный человек  и своей вдохновляющей игрой просто делает тебя счастливым. Мы слушаем записи начала 70-х годов на стареньком “кассетнике”. И я снова восхищаюсь ею, этой женщиной, у которой блестят глаза, которая в свои 80 лет ловко вскакивает на табурет, открывает рассохшуюся дверь балкона и,обдуваемая ветром, виртуозно исполняет огненную “Сарасатэ” из “Цыганских напевов”.

Скрипка выручает ее всегда. Чтобы соседи не “страдали” от скрипичных занятий, Зоя Георгиевна ставит на струны “сурдинку”. Так вот откуда это сочетание “под сурдинку”! Но зато снимает ее, когда табачный дым от соседей проникает через оконные щели. Это уже протест, игра на полную катушку! Что вдохновляет ее, Зою Розен?

— Знаете, во мне всегда музыка, — задумывается Зоя Георгиевна. — Иногда что-то говорят, а я не слышу, хотя человек стоит рядом. Я в этот момент слышу только музыку  и будто играю. Может, думают, “ку-ку”! Ну и пусть, это моя работа и мой кусок хлеба.

— Значит, правда, что музыка не только лечит, но и продляет жизнь?

— Видимо, да. Ну, еще и гены сказываются, воспитание. Какие истины впитаешь с детства, так и жить будешь. Моя бабушка прожила 96 лет.

— Зоя Георгиевна, признайтесь честно, как вы поддерживаете такую хорошую физическую форму, выдерживаете нагрузки на работе?  Нужны выносливость, хороший тонус мышц, свободные, сильные, гибкие руки, энергия. А у скрипачей, как правило, часто болит спина и они хуже слышат. Тем более в вашем возрасте.

— Стараюсь не думать о болезнях. И карточку свою из поликлиники забрала. Слышу пока хорошо, очки надела только в 55 лет, ноты вижу,  хотя сейчас таким мелким шрифтом они напечатаны, это очень неудобно. Спина сильно не беспокоит. А если и побаливает, делаю специальные упражнения, вытягиваюсь. И то, хондроз начался после смерти мужа, когда одна осталась. Еда у меня самая обычная. Правда, мало ем, кофе пью без кофеина, стараюсь больше овощей употреблять. Особой диеты нет. У человека должно быть какое-то занятие, увлечение, чтобы не замыкаться в себе, не лениться. Тогда старость подождет.

Виртуозный домком

Кстати, коллеги из омского оркестра вот какое поздравление прислали на юбилей Зое Георгиевне:

“Стройна, задорна, весела,
Ты лучше всех срипачек, Зоя!
Мы помним, в Омске ты играла,
Искусством за душу брала.
Скрипичным звуком покоряла.
Но в Краснодар ты удрала. Что за дела?!”

А у нее и правда, дела. Зоя Георгиевна “бегает” не только со скрипкой, но и с документами в домоуправление. Она — домком в своей многоэтажке, что стоит прямо возле Музыкального театра, следит за порядком в подъезде. Эта общественная нагрузка тоже не дает ей расслабляться. Казалось бы, зачем так напрягаться? Ан нет, Зоя Георгиевна человек деятельный. Она еще и вяжет, и шьет, только времени на это не хватает. Может, когда-нибудь, когда соберется на пенсию. А пока мы будем  слушать и наслаждаться ее великолепной игрой и живым голосом “бархатной” скрипки. Приходите в Музыкальный театр! И не думайте о возрасте.

Наталья Иваненко

Читайте также