20 апреля, 16+

История старого завода

Рабочие на фоне сарая).

Ирина Сидоренко, учительница из Анапы, прислала в «Мою Околицу» материал об истории ее родного хутора, написанный ею специально для уроков кубановедения.

…С 1957 по 1974 годы в хуторе Большой Разнокол функционировал кирпичный завод или, как его называли, «цигельня», снабжавший всю округу кирпичом. Из него построены многие дома не только в нашем хуторе, но и за его пределами. Таким же же кирпичом, только битым и растрескавшимся, вымощены дорожки и дворы хуторян. На некоторых камнях до сих пор можно различить инициалы рабочих, сделавших кирпичи. Инициалы в то время вырезали на дне формы. И такие «именные» формы были у четверых мастеров: КИП – Коваленко Иван Петрович, УАА – Умрихин Александр Андреевич, МПН – Мирошниченко Павел Николаевич, КТИ – Клименко Тимофей Ильич.

Рабочие на фоне грубки, сзади виден сарай и помещение для обжига.

Располагался завод на улице Набережной (между хатами Макаренко и Цупрун). Место было выбрано не случайно: просторная площадка, залежи глины, которая подходила для изготовления кирпича – всё рядом. Идея создать завод принадлежала Ивану Коваленко. История сохранила имена и других работников предприятия: Александр Умрихин, Александра Клименко, Тимофей Клименко, Константин Дрыга, Николай Луценко, Николай Семеняка, Павел Мирошниченко и другие.

Территория завода была огорожена, на въезде стоял шлагбаум. На просторной площадке располагались сараи в виде буквы «п», помещения, где стояли печи для обжига кирпича, конюшни, три колодца. В сараях (сперва крытых камышом, потом, после пожара в 1961 году, — отстроенных вновь и крытых черепицей) хранили кирпич-сырец. В отдельном помещении «под горой» располагались две печи для обжига кирпича. Перед сараями были сделаны «грубки» — служившие для замачивания глины углубления на 80-90 сантиметров в земле, дно которых было выложено кирпичом, а стенки — досками.

Рабочие в помещении для обжига кирпича.

Глину грузили на тачки, в которых запрягали лошадей, и свозили в «грубки», заливали на ночь водой, затем начинали процесс формирования кирпича. В большой емкости располагались лопасти, которые приводились в движение лошадью. Лошадка ходила по кругу, глина перемешивалась и поступала в отверстие внизу. Здесь рабочий ее подхватывал и «шлёпал» в форму. Кстати, сами рабочие называли этот процесс шутливо «чапа-ляпа».

Затем форму несли на площадку перед сараем, где переворачивали и выкладывали «будущий кирпич». Через 3-4 часа кирпич формовали: при помощи специальной дощечки его «правили» со всех сторон и ставили на узкую сторону. Так он сох ещё сутки. Затем его везли в сарай и складывали «ёлочкой». Так кирпич досыхал до зимы.

Обжиг производили зимой. Кирпич закладывали в хорошо протопленную соляркой печь и оставляли на три дня. Затем готовый кирпич увозили на стройки. Из необожжённого кирпича делали внутренние стены домов, из обожжённого — внешние стены, печи. Кирпич этот был таким качественным, что даже по прошествии многих лет его используют повторно для строительства.

Старого завода нет уже более сорока лет. Мало осталось тех, кто там работал. На месте, где располагался завод, теперь пустырь… А вот кирпич до сих пор используется.

Мне хотелось, чтобы хуторяне помнили историю этого завода.

Ирина Сидоренко, г. Анапа

Читайте также